Самой частой причиной обращения к нам за помощью предпринимателей является отсутствие денег в компании. Как правило в таком случае первым делом мы внедряем основные отчеты, чтобы понять, где происходит утечка. В этой статье расскажем вам об основных таких дырах, через которые утекают деньги бизнеса.
1. Слишком большие дивиденды
Как правило, большинство собственников бизнеса не умеют правильно считать прибыль компании, а как следствие правильно выводить дивиденды.
Часто получается такая ситуация, что компания за месяц заработала 300 тысяч чистой прибыли, а собственник забрал себе 500 тысяч. А потом нехватка денег на зарплаты, аренду и прочие расходы. Приходится средства возвращать из кармана обратно.
👉 Что делать? Не выводить больше чистой прибыли. Да и в этом случае лучше действовать с умом, оставляя часть средств на развитие фирмы.
2. Нерентабельные проекты
Нерентабельные проекты - это те, которые приносят мало прибыли, или не приносят прибыли вовсе.
Причины при этом могут быть совершенно разные - дорогие материалы, необходимость в дополнительных сотрудниках, сложная логистика и так далее. Но основная причина - отсутствие планирования проектов до их взятия. Зачастую менеджеры просто берут проект покрупнее, не понимая, что он далеко не всегда будет самым выгодным.
Например, можно взять проект на 5 миллионов рублей, делать его полгода и по итогу получить прибыль в 300 тысяч, а можно взять проект на 1 миллион, сделать его за месяц и получить те же 300 тысяч на 5 месяцев раньше.
👉 Что делать? Просчитывать эффективность каждого проекта заранее, до начала работы. Основные показатели - его рентабельность и сроки выполнения.
3. Высокая себестоимость
Себестоимость - те деньги, которые тратятся на производство товаров или услуг. В них обычно включают стоимость сырья и материалов, зарплаты рабочим.
Часто бывает так, что сырье выбирается по принципу "берем, что знаем, и к чему привыкли". Так, компания из двух поставщиков с разными ценами может выбрать того, кто обслуживает ее уже несколько лет, но в полтора раза дороже. Конечно, по итогу это влияет на себестоимость продукции и конечную прибыль.
👉 Что делать? Регулярно мониторить рынок и узнавать, какие поставщики предлагают те или иные товары и по каким ценам. В идеале этим должен заниматься отдел снабжения.
4. Склад полон неликвидным товаром
Оптовая компания закупила для продажи по партии ноутбуков Apple и Заря. Яблочные ноутбуки продались быстро, а отечественные лежат на складе уже полгода и все никак не хотят уходить. При этом без использования они постепенно начинают портиться и терять в цене еще больше.
В таком случае ноутбуки Заря - неликвидный товар. Он не продается, в нем заморожены наши деньги и их никак не достать, пока товар не будет распродан.
👉 Что делать? Провести инвентаризацию и понять, есть ли сейчас у нас на складе неликвидные товары. Если есть - подумать, как их побыстрее продать, пусть даже по себестоимости. Так же нужно регулярно проводить АВС и XYZ анализы запасов, чтобы понимать, какие товары продаются регулярно и приносят много денег, а какие нет.
5. Слишком большие зарплаты
Часто бывает так, что без комплексно выстроенной мотивации сотрудникам некоторые из них могут получать свои кровные во вред компании.
Например, когда у менеджеров по продажам мотивация привязана исключительно к объему продаж, а не к, например, валовой прибыли. Тогда может случиться так, что менеджеры продают более дорогие товары, которые на самом деле приносят компании мало прибыли, и при этом получают бОльший процент со сделки, еще глубже вгоняя гвоздь в гроб маржинальность продажи.
Иными словами, если дорогих, но неприбыльных проектов много, зарплата менеджера будет расти, а прибыль — нет. Так компания теряет деньги на зарплатах, премиях и бонусах.
👉 Что делать? Просчитать мотивацию сотрудникам при всех возможных вариантах, подумать, к чему лучше привязать KPI для наибольшей эффективности труда.
6. Слишком большие отсрочки для клиентов
Часто бывает так, что в погоне за "жирным" клиентом компании соглашаются на любые их условия, в том числе на длительные отсрочки платежа.
В итоге получается следующая ситуация - работу выполнили в феврале, но деньги получать лишь в апреле. А сотрудникам-то платить надо вовремя, они 2 месяца ждать не будут. Вот и получается кассовый разрыв или необходимость закрывать просадку из авансов, полученных за другие проекты.
👉 Что делать? Следить за дебиторской задолженностью и заранее просчитывать, может ли компания позволить себе длительную отсрочку.
Еще один показатель — это оборачиваемость дебиторской задолженности. Она показывает, за сколько дней компания получает от клиентов деньги за выполненные работы.
Итоги
Понятно, что от посадок и нехватки денег не защищен никто, но если по крайней мере иметь в виду перечисленные советы, то риск кассового разрыва сильно уменьшится.
В то же время нужно понимать, что каких-то норм тут нет, каждая компания индивидуальна. Единственный способ понять, что для нас хорошо, а что плохо - внедрить у себя управленческий учет. Он как компас - покажет, куда двигаться дальше.
Если хочется найти себе специалиста-волшебника, который придет, все посчитает и скажет, что надо делать - записывайтесь к нам на консультацию с финансовым директором. Она бесплатна и полезна. Успехов!
Ваш Финвед