Найти тему
Арт-альбом

Самый большой готический алтарь в Европе

Творение скульптора Фейта Штоса, более известного под своим польским именем Вит Ствош — выделяется своим внушительным размером, величавостью и исключительностью. В сущности, его творчество принадлежит больше истории польского искусства. Краковская школа того времени имела, впрочем, много общего с нюрнбергской — между этими городами были оживленные связи, которые и сближали, и оказывали взаимное влияние.

Главными местами применения изобразительного искусства были надгробия и алтари. Культура немецких городов в XV веке оставалась средневековой. В ней обнаруживались все характерные черты поздней готики: с одной стороны, кризис и угасание большого стиля, а с другой — непосредственно из этого же стиля вырастающие проторенессансные начала. Настоящий Проторенессанс в Германии, как это ни кажется парадоксальным, был связан с новым приливом готической экспрессии, и произошло это уже на рубеже столетий.

Вит Ствош работал и в Нюрнберге и в Кракове, где он провёл свои самые плодотворные годы. Там он создал алтарь Марии для церкви Успения Пресвятой Девы Марии (1477-1489 гг.).

Вид на алтарь Марии, г. Краков, Польша (фото: Яндекс.Картинки)
Вид на алтарь Марии, г. Краков, Польша (фото: Яндекс.Картинки)

Это самый большой из готических алтарей Европы: высота 13 метров, ширина 11 метров.

Фото: Яндекс.Картинки
Фото: Яндекс.Картинки

Алтарь включает 18 рельефов на створках — сцены из жизни Марии и Христа, большую статуарную группу Марии с апостолами в центре открытого алтаря и декоративные фигуры на обрамлениях.

Выполнен алтарь из дерева с полихромной раскраской: в нём имеется вся градация переходов от пластики к живописи — круглые скульптуры центральной части, высокий рельеф и низкий рельеф на створках и, наконец, чисто живописное решение фонов. Благодаря полихромии всё это соединяется в одно произведение: неизвестно, что это — скульптура, живопись? Тут всё, тут картина мира. Здесь есть совершенно реальные типы краковских горожан всех сословий (писатель и журналист Янош Матейка впоследствии изучал по алтарю Вита Ствоша быт и костюмы XV века), мистические виде́ния, ангелы, дьяволы, шуты, карлики, пейзажи, растительные натюрморты, фигурки зверей и птиц, гротески...

Алтарь с закрытыми створками (фото: Яндекс.Картинки)
Алтарь с закрытыми створками (фото: Яндекс.Картинки)

Сквозным арочным готическим орнаментом увенчана каждая сцена на створках — и он везде разный, нигде не повторяется.

Самое жизненное соседствует с самым фантастическим, которое тоже кажется не менее реальным: мощный натурализм, передающий даже налитые жилы на руках и ногах, сочетается с чисто средневековой условностью в пространственных решениях. Например, в изображении сада, где каждое растение выписано отдельно — сад похож на растительный орнамент. Или — ночное небо, подобно орнаменту золотых звёзд на синем фоне. И всё это вместе взятое — покоряет.

Когда смотришь на алтарь Марии — перестаёшь думать о законах, видах и жанрах искусства: они начинают казаться чем-то излишне педантичным. Вита Ствоша следует воспринимать как он есть, без оговорок, во всей его гениальной наивности.

Фото: Яндекс.Картинки
Фото: Яндекс.Картинки

Кажется, только он мог столь натурально изобразить гадкого чёрта, изъеденного экземой, причём признаки этой болезни так точны, что современный врач, не задумываясь поставит диагноз. И возможно, только он мог передать такую духовную озарённость во взгляде молодого апостола, поднятом к небу.

Центральная часть алтаря (фото: Яндекс.Картинки)
Центральная часть алтаря (фото: Яндекс.Картинки)

Вит Ствош знал очень много о людях и о природе, он знал многие тайны искусства — те, которые никогда не устаревают и не исчерпываются. Он знал, какими странно косящими становятся глаза женщины, с трудом сдерживающей слезы... Знал, как красноречив язык человеческих рук — бережно держащих птицу, молитвенно сложенных, властно указывающих, безвольно поникших.

Он замечал дикую грацию маленькой обезьянки, расположившейся на дереве с яблоком, замечал в каких сложных отношениях ритма находится её гибкое тельце с ветвями дерева... он знал, чувствовал и умел передавать тысячи разнообразных вещей и нюансов.

Верхняя часть алтаря (фото: Яндекс.Картинки)
Верхняя часть алтаря (фото: Яндекс.Картинки)

Вит Ствош был эффектен в своем искусстве, любил позолоту и красочность, но не уступал другим мастерам в психологической проницательности, а руки его фигур по своей несравненной выразительности оставляют далеко позади искусство даже лучших итальянских художников.

В алтаре Вита Ствоша слышится великолепная лебединая песнь готики, переживающей свой заключительный этап. На этом этапе в ней гораздо меньше строгой стильности, чем в XIII-XIV веках, зато все её внутренние возможности вольно выплеснулись наружу, она достигла предельной раскованности и силы выражения драматических переживаний.

Ставьте ♡ делитесь мнением и подписывайтесь на канал!

С уважением, автор канала Наталья