Найти в Дзене
VIKENT.RU

Педагогические инварианты по Селестену Френе

Оглавление

Данная статья относится к Категории: Приёмы, инварианты, эвристики

1. Селестен Френе — французский педагог и организатор школьного обучения & Изображение wongpear с сайта Pixabay
1. Селестен Френе — французский педагог и организатор школьного обучения & Изображение wongpear с сайта Pixabay

Селестен Френе опубликовал работу: Педагогические инварианты / Les invariants pédagogiques. Цитируем часть из них, имеющих отношение к развитию интеллекта / творчества:

Инвариант 1: Природа Ребёнка такая же, как и природа взрослого.

Инвариант 2: Высокий рост человека вовсе не свидетельствует о его превосходстве над окружающими.

Инвариант 4: Никто – и Ребёнок, как и взрослый, – не любит, чтобы ему приказывали.

Инвариант 10.3: Любой человек стремится к успеху. Неудача тормозит работу и лишает энтузиазма.

Мы особо настаиваем на этом инварианте, вся система традиционной школы основана на неудаче.

Первые ученики хорошо учатся не только из-за своих способностей, но ещё и потому, что они получают хорошие отметки и успешно выдерживают экзамены. Остальных школа подавляет, обрушивая на них лавину неудач и провалов – тут и плохие отметки, и красный карандаш, перечеркнувший сделанное задание, и записи типа «Переделать» или «Отвратительно ведешь тетрадь»… Такого рода замечания редко помогают добиться успеха. Обескураженный своими неудачами, Ребёнок ищет другие пути – обычно предосудительные, – чтобы хоть в чем-нибудь преуспеть.

Нужно всегда способствовать успехам детей. От этого непосредственно зависит эффективность обучения.

Родители и учителя, конечно, скажут, что нельзя все же ставить хорошую отметку за неудовлетворительную работу или хвалить ученика за плохое ведение тетрадей. Но ведь мы и не призываем к этому. Наша педагогика позволяет детям добиться успеха другими способами – их работы, сделанные с любовью, получают всеобщее одобрение, они создают керамические изделия и картины, порой представляющие собой настоящие произведения искусства, готовят доклады, принимаемые аудиторией на ура.

2. Изображение fancycrave1 с сайта Pixabay
2. Изображение fancycrave1 с сайта Pixabay

Нужно изменить саму модель школы и роль учителя, основной заботой которого должна стать не придирчивая проверка ученических работ, а всесторонняя помощь детям.

Инвариант 10.6: Естественным занятием для Ребёнка является не игра, а труд.

Настаивая на этом инварианте, утверждая примат труда, мы вступаем в спор с психологическими теориями и современной педагогикой.

Заблуждение начинается ещё в детском саду, который заражает этим и семью. Достаточно взглянуть на каталоги крупных издательств, чтобы убедиться: там нет ни одного орудия труда, но зато есть множество всевозможных игр. В семье также стало обычным не привлекать детей к работе. Ребёнок живет в праздности, как король, которому полагается только играть. На последующих ступенях обучения возможности для игры значительно уменьшаются. В начальной и средней школе вся работа сводится к упражнениям и заданиям учителя. В лучшем случае эти задания могут вызвать лишь поверхностный интерес, но они ни в коей мере не соответствуют нашим представлениям о естественном и мотивированном труде, о всех достоинствах которого сказано ещё очень мало.

Наша система – настоящая педагогика труда. её заслугой является создание, апробирование и распространение орудий и методов труда, применение которых в корне изменяет учебную жизнь в наших классах.

Инвариант 12: Личность формируется не с помощью объяснений и демонстраций, а в процессе собственной деятельности и экспериментального нащупывания.

Инвариант 14. Вопреки положениям схоластики интеллект представляет собой мыслительную способность, не обособленную и функционирующую как бы в замкнутом круге, а тесно взаимодействующую с другими свойствами человека.

Обычно говорят: этот ребёнок умён, а этот нет. Но интеллект не существует сам по себе, это как бы проявление всех наивысших потенций индивида. Следовательно, не может быть и специфических методов формирования интеллекта. Он, как и здоровье, является синтезом тесно связанных компонентов, на которые нужно положительно воздействовать. Мы убеждены, что мыслительная способность формируется и проявляется в деятельности. Чем успешнее человек использует приобретенный им опыт в своем поведении, тем скорее идет его развитие. Используя как на уроках, так и вне школы метод экспериментального нащупывания, добиваясь его большей эффективности, можно в конечном счете развить мыслительные способности.

3. Изображение Wokandapix с сайта Pixabay
3. Изображение Wokandapix с сайта Pixabay

Инвариант 15. Традиционная школа развивает способность только к абстрактному мышлению, далёкому от запросов реальной жизни.

Люди, у которых гипертрофирована эта форма интеллекта, могут с блеском рассуждать на любую заумную тему, но в том, что касается жизни и адаптации к среде, они могут оказаться совершенно бестолковыми. Но бывают и другие типы интеллекта, выявляемые в процессе экспериментального нащупывания:

- способность к ручному труду;
- художественные способности;
- способность к трезвому, практическому пониманию проблем (здравый смысл);
- способность к теоретическим построениям - дар учёных;
- интеллект социально-политической направленности, из обладателей которого формируются общественные деятели.

Инвариант 16: Ребёнок не любит слушать объяснения ex cathedra.

Инвариант 17. Ребёнок не устает от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям.

И дети, и взрослые устают не от самой работы, а от её принудительного характера, противоречащего природе человека. Схоластика упорствует в своих заблуждениях, одно из которых - будто бы ребёнок не может работать больше сорока минут без перерыва и поэтому нужно устраивать десятиминутные перемены после каждого урока. Мы же на основании собственного опыта утверждаем, что это неверно - когда ребёнок занят живой, отвечающей его потребностям работой, он нисколько не устает и может просидеть за ней два-три часа и даже более, отвлекаясь от неё только по естественным надобностям.

Инвариант 18. Никто - ни ребёнок, ни взрослый - не любит надзора и наказаний, которые всегда воспринимаются как посягательство на их достоинство, особенно когда это происходит публично.

Легко себе представить, какое чувство протеста возникает у человека, который вынужден идти по улице в сопровождении жандарма, даже если он действительно виноват. С этой точки зрения исправление и проверка домашних заданий и зачитывание вслух сочинений всегда вызывают беспокойство и недовольство ребёнка. Иногда говорят, что приказания и жёсткий контроль являются неизбежным злом, но это аргументы всякой реакции, стремящейся защитить традицию и свои привилегии от революционных инициатив. Поэтому, ликвидировав эту вредоносную практику приказов и проверок, педагогика сделала бы решающий, шаг вперёд.

4. Изображение Luisella Planeta Leoni LOVE PEACE с сайта Pixabay
4. Изображение Luisella Planeta Leoni LOVE PEACE с сайта Pixabay

Инвариант 19: Выставление оценок успеваемости и классификации учеников в принципе ошибочны.

Инвариант 20: Нужно как можно меньше говорить.

Мы находимся под таким влиянием старой педагогики, что в любой ситуации продолжаем говорить, объяснять, показывать, даже когда это нерезультативно. Поберегите свой голос, который вы напрягаете до предела, пытаясь перекрыть любой шум. Не нужно вдаваться в объяснения по любому поводу – это пустая трата сил. Чем меньше вы говорите, тем больше делаете. Тот, кто занят осмысленной работой, не разговаривает. Но эта перемена в вашем поведении и в вашей работе должна произойти после того, как вы усвоите наш Инвариант 12. Личность формируется не с помощью объяснений и демонстраций, а в процессе собственной деятельности и экспериментального нащупывания. При этом вы должны, безусловно, хорошо владеть необходимым материалом и методами, которые поднимут вашу педагогику на новую качественную ступень.

Инвариант 21: Ребёнок не любит работу «в стаде», где каждый индивид должен подчиняться «пастуху». Он любит индивидуальную работу или работу в коллективе, где царит дух сотрудничества.

Инвариант 23: Наказание всегда ошибка. Оно унизительно для всех и никогда не достигает желанной цели. Это самое крайнее средство.

Инвариант 24: Новая жизнь школы строится на принципах сотрудничества, то есть учениками наряду с учителями предоставляется право на управление жизнью и деятельностью школы.

Инвариант 28. В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы.

Инвариант 29. Педагогическая реакция, являющаяся составной частью социальной и политической реакции, оказывает противодействие прогрессивным преобразованиям.

Это ещё один инвариант, с которым нам, к сожалению, нужно считаться, поскольку мы не всегда в состоянии преодолеть его. Такова природа человека, которая цепляется за существующий порядок вещей и борется, используя даже недостойные приемы, против того нового и передового, что нарушает привычный покой. Попробуйте войти ночью в купе поезда, где пассажиры уже расположились со всеми удобствами, заняв даже чужие места. Вы встретите единодушный отпор, всеобщие протесты, оскорбления и даже рукоприкладство. Вы окажетесь в таком же положении, если, приняв наши инварианты за истину, вы захотели бы преобразовать в соответствии с ними всю работу и организацию своего класса. Тем не менее ваш пример, особенно если он увенчается успехом, вынудит других педагогов и родителей постепенно пересмотреть свои взгляды и действия. Это медленный и трудный путь, на котором вас поджидают сопротивление, обвинения и даже оскорбления, но преодоление этого будет вашей несомненной заслугой. Как много наших единомышленников подвергались критике, поношениям и клевете, как часто застойные и консервативные силы объединялись против них! Но пусть вас это не удивляет. Помните, что трудности и страдания всегда лежат на пути того, кто идет впереди, кто стремится стать настоящим воспитателем, формирующим подрастающее поколение.

Инвариант 30: Последний инвариант, который подтверждает необходимость наших поисков и оправдывает нашу деятельность, – это оптимистическая вера в жизнь.

Чем моложе и активнее человек, тем больше он ощущает потребность отважно рваться вперёд. И когда грубая власть считает, что она задушила его смелый порыв, он ищет тайные, обходные пути, чтобы преодолеть препятствия и не отклониться от избранного курса. Именно жизненный оптимизм станет для вас при опробовании этих инвариантов нитью Ариадны, которая приведёт к нашей общей цели: формированию людей будущего».

Френе Селестен, Сборник / Сост. Б. Л. Вульфсон, М., «Издательский Дом Ш. Амонашвили»; «Изд-во МПГУ», 2002 г., 196-218.

Источник — портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист VIKENT.RU из 8-ми видео:

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ: ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ

Ваша свободная подписка на видеоканал VIKENT.RU 1-м кликом

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию № 283 17 апреля 2022 года (Воскресенье) в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

Изображения в статье

  1. Селестен Френе — французский педагог и организатор школьного обучения / Ourboox & Изображение wongpear с сайта Pixabay
  2. Изображение fancycrave1 с сайта Pixabay
  3. Изображение Wokandapix с сайта Pixabay
  4. Изображение Luisella Planeta Leoni LOVE PEACE с сайта Pixabay

#vikent_ru #технологии #педагогика #инварианты #принципы #обучение #образование #Френе