49 дней плавания в полной безвестности в водах Тихого океана. Величайшая победа человеческого духа. Русского Духа. Пример гигантского человеческого мужества. Четвёрка русских парней показала всему миру как надо себя вести в экстремальных ситуациях.
Ребята доказали, что человек должен быть сильней природы. Жертвы различных кораблекрушений... Их погубило не море. Их погубил не голод, Их погубила не жажда. Раскачиваясь на волнах под громкие крики чаек они умерли от страха. Ибо только страх - главный фактор для человека оказавшегося в экстремальной ситуации.
Они преодолели страх, поддерживали друг друга все эти тяжелые дни. Не впадали в уныние, не крысили продукты друг у друга, не впадали в распри, и не убивали друг друга для пропитания. Были единым сплочённым коллективом. В итоге на небесах было решено послать им спасение. Вера этой отважной четвёрки была столь сильна, что сотворилось чудо. С небольшим запасом продовольствия и запасов воды они продержались 49 дней, и когда кончились продукты, они ели сапоги, меха гармони, заправляя совсем несъедобные продукты солидолом вместо сливочного масла.
Про эту невероятную историю в 1960 году услышал весь мир. Фамилии русских моряков-героев, тогда были у всех на устах: мл. сержант Асхат Зиганшин, рядовые Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский, Иван Федотов. Можно смело сказать, что до полёта Ю. Гагарина, на протяжении года они были самыми популярными русскими в мире. О чём говорили и всякие народные присказки-сочинялки:
Юрий - Гагарин.
Зиганшин - татарин.
Герман - Титов.
А ты - кто таков?
К тому же эта история весьма удачно вписалась в историю разрядки отношений между СССР и США. Накануне Никита Хрущёв ездил в Америку. Холодная война на время оттаяла. До карибского кризиса ещё было два года. И такое событие, что американские моряки спасли героев, было очень знаковым.
Ребят привезли в Сан-Франциско, где мэр вручил им ключи от города. Их нарядили в красивые костюмы, и они бесконечно давали интервью американцам. А потом было не менее бурное шествие четвёрки по просторам СССР.
У нас в стране их воспринимали как важную часть советско-американской дружбы. Вскоре появилась рок-н-ролльная песня "Зиганшин-рок", которую потом долго распевала вся страна. Количество вариантов текста зашкаливало. Выглядел текст примерно так:
Как на Тихом океане
Тонет баржа с чуваками
Чуваки не унывают
Рок на палубе лабают...
Интересно, что совсем молоденький Владимир Высоцкий написал стихотворение в том же 1960-м году. Это одно из первых его произведений, названное "49 дней" :
Суров же ты, климат охотский,
Уже третий день ураган.
Встает у руля сам Крючковский,
На отдых - Федотов Иван.
Стихия реветь продолжала,
И тихий шумел океан,
Зиганшин стоял у штурвала
И глаз ни на миг не смыкал.
Суровей, ужасней лишенья,
Ни лодки не видно, ни зги.
И принято было решенье,
И начали есть сапоги.
Последнюю съели картошку,
Взглянули друг другу в глаза,
Когда ел Поплавский гармошку,
Крутая скатилась слеза.
Доедена банка консервов
И суп из картошки одной,
Все меньше здоровья и нервов,
Все больше желанья - домой.
Сердца продолжали работу,
Но реже становится стук,
Спокойный, но слабый Федотов
Глотал предпоследний каблук.
Лежали все четверо в лежку,
Ни лодки, ни крошки вокруг,
Зиганшин скрутил козью ножку
Слабевшими пальцами рук.
На службе он воин заправский,
И штурман заправский он тут.
Зиганшин, Крючковский, Поплавский
Под палубой песни поют.
Зиганшин крепился, держался,
Бодрился, сам бледный, как тень,
И то, что сказать собирался,
Сказал лишь на следующий день:
"Друзья!" Через час: "Дорогие!"
"Ребята! - Еще через час, -
Ведь нас не сломила стихия,
Так сломит ли голод нас?
Забудем про пищу, чего там,
А вспомним про наших солдат..."
"Узнать бы, - стал бредить Федотов, -
А что у нас в части едят".
И вдруг - не мираж ли, не миф ли -
Какое-то судно идет,
К биноклю все сразу приникли,
А с судна летит вертолет.
Окончены все переплеты,
Вновь служат, - что, взял, океан? -
Крючковский, Поплавский, Федотов,
А с ними Зиганшин Асхат.
Известный режиссёр Генрих Габай в 1962 году снял фильм "49 дней". История фильма была плачевна. Он прошёл не очень большим показом, и вскорости пропал вообще. Долгое время плёнка считалась утраченной. Даже в кинохранилище в Белых Столбах не обнаружилась его копия. И лишь совсем недавно свершилось чудо, копию нашли, оцифровали и она теперь находится в широком доступе.
Лев Ошанин написавший текст песни "Я вернусь к тебе Россия", тоже упоминает наших героев "В океане глухом и горбатом, Где одна только буря права, Не сдаваясь, четыре солдата, Повторяли всё те же слова…"
Также поэму о подвиге ребят написал поэт Венедикт Ерофеев "Подвиг Асхата Зиганшина". Валентин Берестов написал большое стихотворение. Ещё при жизни именем Асхата Зиганшина были названы улицы в некоторых приморских городах.
Герои легендарного дрейфа баржи Т-36, прожили достойные жизни. Все четверо были связаны с морем. В меньшей степени - Иван Федотов, который работал в системе речфлота Амура. Судьба остальных героев была связана с морем. Они все стали кадровыми офицерами-моряками.
Дольше всех прожили Асхат Зиганшин, командир славного квартета, ушедший из жизни в 2018 году. И Анатолий Крючковский, который оставил этот мир буквально месяц назад.