Мировая экономика входит в новый кризис. Этот процесс начался не вчера и не в прошлом году. Но санкции западных стран, введенные против России после начала спецоперации по денацификации и демилитаризации Украины, ускорили его. И парадоксально, но именно Россия смогла извлечь выгоду из сложившегося положения.
В соответствии с указаниями Путина в стране реализованы дополнительные меры экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации. Причиной для этого шага послужили недружественные действия США и их союзников, расходящиеся с нормами мирового права и канонами той самой «рыночной экономики», которую Запад с самого развала Советского Союза пытался навязать России.
Со второго марта запрещен вывоз наличной иностранной валюты на сумму более 10 000 долларов США. Причем в пересчете по курсу ЦБ на день вывоза. Также иностранным инвесторам запрещено избавляться от акций российских компаний, что могло бы вызвать обвал котировок на рынке ценных бумаг. Запрещен и вывод дивидендов за рубеж. Зарабатываете на российских компаниях? Тратьте тут же. А лучше — инвестируйте в их развитие.
На этом фоне акции отечественных компаний на иностранных биржах начали дешеветь. Тот же Сбербанк торгуется по цене 20-30 рублей. И тут начался второй этап обеспечения финансовой стабильности. Правительство выделило из кубышки Фонда национального благосостояния триллион рублей на покупку сильно подешевевших ценных бумаг российских фирм. Фактически происходит частичная национализация самых «вкусных» отраслей российской экономики. Сбер, Газпром, Роснефть и так далее.
Причем доходы у этих компаний за последнее время находятся на высоком уровне, а значит, можно рассчитывать на хорошие дивиденды. С первого июля прошлого года компании с государственным участием обязаны направлять на выплаты акционерам не менее 50% чистой прибыли. А благодаря выкупу акций бюджет РФ получит неплохой «подарок». Не останутся в стороне и частные инвесторы. Благодаря увеличению доли государства на рынке они могут рассчитывать на пополнение личных кошельков.
При этом единственной западной санкцией, напрямую касающейся топливно-энергетического комплекса РФ является запрет на продажу технологий для переработки нефти. Однако, как ранее объяснил корреспонденту «Слово и Дело» заместитель главы Института национальной энергетики Александр Фролов, эта мера скорее нанесет урон иностранным производителям такого оборудования, тогда как у России уже есть опыт работы под санкциями вплоть до включения «режима Сименс».