Найти в Дзене
Кирилл Вишнепольский

Его броня, посуда, шапка, трон: блеск царства первого из Романовых

Оглавление

Нашел для вас сохранившиеся вещи Государя всея Руси Михаила Федоровича. Даже бокалы с его стола нашел. Пока искал — выстроилась история, как золото и ювелиры укрепляли власть в разоренной стране.

Вот кубок со стола, как обещал (ниже еще будут): «Дыня», 1631-1633 гг., Германия, серебро, высота 38 см. Подарен Михаилу Федоровичу королем Дании Христианом IV. © Музеи Московского Кремля
Вот кубок со стола, как обещал (ниже еще будут): «Дыня», 1631-1633 гг., Германия, серебро, высота 38 см. Подарен Михаилу Федоровичу королем Дании Христианом IV. © Музеи Московского Кремля

Коронация 16-летнего избранного царя Михаила в июле 1613 года прошла скромно, и даже бедно. Сокровищница прежних царей в годы Смутного времени была разграблена подчистую. Москва лежала в пожарищах. Сгорели даже деревянные строения в Кремле.

Продолжались две с половиной войны (с поляками, шведами и своими, бунтовщиками). Денег у новой власти почти не было — как и священного ореола.

Какой там ореол. Москвичи еще помнили, как новый помазанник служил при прежнем режиме на мелкой придворной должности.

Вид Михаил имел совсем не грозный (возможно, потому его и выбрали): невысокий, болезненный, тихий. Вот, самый старый из портретов царя, какой я нашел в Государственном историческом музее.

Портрет царя Михаила Федоровича на коне, вторая половина 1670-х, холст, масло, мастерские Кремля. © Государственный исторический музей, Москва
Портрет царя Михаила Федоровича на коне, вторая половина 1670-х, холст, масло, мастерские Кремля. © Государственный исторический музей, Москва

Царь был «скорбен ногами», иногда его даже носили — не мог ходить. Так что «первая треть XVII века» в сокровищнице Музеев Кремля — это, в основном, его трости, жезлы и посохи.

Жезлы и посох царя Михаила Федоровича, первая треть XVII в. © Музеи Московского Кремля
Жезлы и посох царя Михаила Федоровича, первая треть XVII в. © Музеи Московского Кремля

Раз силы нет — нужен хотя бы блеск. Реабилитацию погибающей страны начали с укрепления центральной власти. Укрепление власти — с посуды.

Посуда

Возьми килограмм золота (буквально), раскатай в ковш — и на стол. А помазаннику в руку — симпатичную чарку из природных материалов. Уже хоть что-то.

Ковш, золото, камни драгоценные, жемчуг. Чарка, золото, камни драгоценные, сердолик. XVII в., мастерские Кремля. Принадлежали царю Михаилу Федоровичу. © Музеи Московского Кремля
Ковш, золото, камни драгоценные, жемчуг. Чарка, золото, камни драгоценные, сердолик. XVII в., мастерские Кремля. Принадлежали царю Михаилу Федоровичу. © Музеи Московского Кремля

Я утрирую, конечно. И ковш, и чарка (3,4х6х8 см)— тончайшие произведения ювелирного искусства. Благо, специалисты пережили Смутное время, еще и иностранцев наняли. Мастерские в Кремле заработали вскоре после коронации Михаила.

Золотой ковш (30,0×13,0×20,0 см) Михаилу подарила мама, Ксения Ивановна, уже в 1618-м. Реформы шли медленно, а двор можно было украсить быстро. Из таких ковшей раньше пили на пирах хмельной мед, но ко временам Михаила Федоровича — скорее, ставили для имиджа.

Придворный пир в XVII веке был важнейшим инструментом государственной политики, как внутренней, так и внешней. Тут вели переговоры, заключали союзы. Показывали редким (пока) иностранным гостям, что дела в России пошли лучше. В общем, сидели по семь-восемь часов.

Кубок с крышкой, 1631-1633 гг., Германия, серебро, высота 41 см. Подарен Михаилу Федоровичу королем Дании Христианом IV. © Музеи Московского Кремля
Кубок с крышкой, 1631-1633 гг., Германия, серебро, высота 41 см. Подарен Михаилу Федоровичу королем Дании Христианом IV. © Музеи Московского Кремля

Иностранцы, кстати, тоже украшали стол, и не только собою. Посмотрите, какой замечательный кубок подарила Михаилу датская делегация в январе 1644 года (в ту же посылку входила «Дыня», с нее начиналась эта публикация). В таких поднимали официальные тосты за дорогих гостей, поэтому в обиходе их называли «вилькомами» (нем. Willkommen, «добро пожаловать»).

А православный, близкий по духу константинопольский патриарх Кирилл I Лукарис в 1632-м прислал Михаилу кружку. Она 15,5 см высотой, но музей не сообщает, какой тут объем.

Грамм 400, мне кажется, да?

Кружка, середина XVII в., Турция. Золото, рубины, изумруды, хрусталь. Принадлежала царю Михаилу Федоровичу. © Музеи Московского Кремля
Кружка, середина XVII в., Турция. Золото, рубины, изумруды, хрусталь. Принадлежала царю Михаилу Федоровичу. © Музеи Московского Кремля

Еще купили у заезжего английского коммерсанта золоченого барса в один метр высотой. Вопрос с декорациями решили, одним словом.

«Барс», декоративный сосуд. 1600-1601 гг, Англия. Серебро, золочение. Привезен торговым агентом Фабианом Смитом для сокровищницы царя Михаила Федоровича в 1629 г. © Музеи Московского Кремля
«Барс», декоративный сосуд. 1600-1601 гг, Англия. Серебро, золочение. Привезен торговым агентом Фабианом Смитом для сокровищницы царя Михаила Федоровича в 1629 г. © Музеи Московского Кремля

Оружие

В боевых действиях царь ни разу не участвовал. Но полный набор парадных доспехов, конечно, сделали — чтобы самодержец появлялся на людях в сиянии.

Шлем «шапка ерихонская», 1621 г. мастерские Кремля. Золото, сталь булатная, ткань шелковая, камни драгоценные, жемчуг. Принадлежал царю Михаилу Федоровичу. © Музеи Московского Кремля
Шлем «шапка ерихонская», 1621 г. мастерские Кремля. Золото, сталь булатная, ткань шелковая, камни драгоценные, жемчуг. Принадлежал царю Михаилу Федоровичу. © Музеи Московского Кремля

Вот его «шапка ерихонская» с золотой короной на боку. Ерихонка — это такой тип древнерусских шлемов. Они куполообразные, с элементами для защиты ушей и скользящим наносником.

Но была в арсенале царя и такая вот маньчжурская каска с золотой шишкой. И парадный золотой щит, обтянутый кожей — его прислал в подарок шах Ирана Аббас II.

Шлем, Маньчжурия. Щит парадный, Иран. Первая половина XVII в., дипломатические подарки царю Михаилу Федоровичу. © Музеи Московского Кремля
Шлем, Маньчжурия. Щит парадный, Иран. Первая половина XVII в., дипломатические подарки царю Михаилу Федоровичу. © Музеи Московского Кремля

Как написали бы в школьном учебнике — перед нами свидетельство крепнущих международных связей молодой прогрессивной монархии.

Конечно, в мастерских Кремля для царя изготовили целый набор украшенных сабель. И зерцальный доспех. «Зерцальный» — потому что такой доспех состоит из крупных металлических пластин, с традиционным круглым элементом в центре.

Доспех зерцальный, 1616 г., мастерские Кремля. Серебро, сталь, ткань, длина общая 71,0 см. Принадлежал царю Михаилу Федоровичу. © Музеи Московского Кремля
Доспех зерцальный, 1616 г., мастерские Кремля. Серебро, сталь, ткань, длина общая 71,0 см. Принадлежал царю Михаилу Федоровичу. © Музеи Московского Кремля

И красивый бехтерец, кольчато-пластинчатую кольчугу с насечкой из золота — тоже изготовили. В солнечную погоду самодержца было видно издалека.

Бехтерец, 1620 г., мастерские Кремля. Серебро, железо, насечка золотом. Принадлежал царю Михаилу Федоровичу. © Музеи Московского Кремля
Бехтерец, 1620 г., мастерские Кремля. Серебро, железо, насечка золотом. Принадлежал царю Михаилу Федоровичу. © Музеи Московского Кремля

Символы власти

Вопрос с троном решали быстро: трон нужен каждый день. Решили так: удобное иранское кресло из дерева сплошь покрыли золотом и камнями.

Трон, Иран, Россия, первая треть XVII в. Высота 154,0 см, ширина 75,0 см, глубина 52,0 см (сидение). Принадлежал царю Михаилу Федоровичу. © Музеи Московского Кремля
Трон, Иран, Россия, первая треть XVII в. Высота 154,0 см, ширина 75,0 см, глубина 52,0 см (сидение). Принадлежал царю Михаилу Федоровичу. © Музеи Московского Кремля

Тут есть: топазы, рубины, турмалины, сапфиры, изумруд, аметисты, аквамарины, перидоты, бирюза и жемчуг. Простите за длинный список. Перидоты — это хризолиты, желто-зеленый «вечерний изумруд».

Тем же способом, но на западноевропейской основе, сделали скипетр и державу. А царский венец к 1627 году Михаил получил лично и в отдельном дизайне — хоть и в традиционном форм-факторе «соболья шапка». Вот он, красавец, 1,5 кг золота и 177 камней-жемчужин.

Шапка, скипетр, держава «Большого Hаряда», 1627 г, мастерские Кремля. Золото, серебро, бриллианты, алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, турмалины, жемчуг, мех. Принадлежали царю Михаилу Федоровичу. Высота шапки 30,2 см, окружность 66,5 см. © Музеи Московского Кремля
Шапка, скипетр, держава «Большого Hаряда», 1627 г, мастерские Кремля. Золото, серебро, бриллианты, алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, турмалины, жемчуг, мех. Принадлежали царю Михаилу Федоровичу. Высота шапки 30,2 см, окружность 66,5 см. © Музеи Московского Кремля

А бармы... Графа «Организация-изготовитель» в описи этого экспоната в Оружейной палате звучит скромно: мастерская царицы Евдокии Лукьяновны. Есть жена, есть золотые и серебряные нити. Зачем тратиться?

Бармы царя Михаила Федоровича, 1629-1645 гг. © Музеи Московского Кремля
Бармы царя Михаила Федоровича, 1629-1645 гг. © Музеи Московского Кремля

Следующий царь, их сын Алексей, уже заказывал себе бармы (важное церемониальное оплечье) в Константинополе — из золота, с алмазами и эмалевыми картинками.

А Михаил, хоть и сэкономил на бармах — зато закончил войны и более-менее выстроил системы управления. Оживилась торговля, потекли налоги. К 1637 году денег хватило даже на строительство в Кремле каменного Теремного дворца для царя.

«Московский Кремль», почтовая открытка (фрагмент), СССР, 1978 г. Красная башенка Теремного дворца, застроенного со всех сторон, видна слева. © Государственный исторический музей, Москва
«Московский Кремль», почтовая открытка (фрагмент), СССР, 1978 г. Красная башенка Теремного дворца, застроенного со всех сторон, видна слева. © Государственный исторический музей, Москва

Пятиэтажного! С галереей и буфетной комнатой! (там и сейчас резиденция президента).

Жизнь постепенно налаживалась.