Уважаемые родители!
В предыдущей статье мы рассмотрели первые две стадии развития цифровой зависимости. Это интерес, который дальше переходит в увлечение. И приводили аналогию с автомобилем, когда кто то подготовился и понимает, что с ребенком в этот момент происходит, а кто то нет. Если при возникновении маркеров не корректировать свой воспитательный курс, то ситуация будет усугубляться. Плюсом возникает проблема, когда в подростковом возрасте мы выезжаем на тонкий лед. И, если эмоциональный контакт потерян, ребенок очень активно начинает плыть на отдельной льдине по цифровым волнам.
В блоге мы обсуждаем детально, как вообще этого не допускать.
Не надо скидывать вину на ребенка
Любая семья предствавляет систему, целостный живой организм. Поэтому цифровое поведение отчасти является реакцией на структуру семейной системы.
Очень часто мы начинаем скидывать железобетонный груз вины на своего ребенка/подростка. То есть: "У нас все нормальные, а он......." И с отчаянием в глазах перечисляем все косяки всех лет, которые только помним. Но эти родители только и занимаются тем, что толкают дальше в зависимость. Теперь, помимо остальных проблем, на ребенке еще вина, что он "не такой, как мы". Постоянные читатели должны помнить, как обвинила мама своего мальчика - "изгой".
Смысл таков, что патология находится не в этом конкретном человеке, а в семейных взаимоотношениях.
Сегодня мы рассмотрим маркеры, которые помогут вам сориентироваться, что ребенок углубляется. То есть увлечение переходит уже на следующую ступень.
Интересы
Главный показатель - никаких интересов, кроме цифровых в жизни ребенка не осталось. И он об этом откровенно заявляет. Часто просто хамскими ответами, агрессией.
Почему так произошло, будет отдельно детальный пост, как данный процесс формируется в голове ребенка. Сегодня же просто сигналы, по которым вы определите, что он/она двигается дальше, в зависимость.
Основная проблема заключается в том, что родители при явном дисбалансе цифрового поведения ребенка этого не видят. То есть присутствуют уже все маркеры, и ситуация только становится хуже.
Психоэмоциональное поле и ресурс внимания
Все внимание сосредоточено на цифровой деятельности. То есть в фокусе находится цель - прокачать героя, пройти уровень, пообщаться в чате. Это приносит удовольствие. И ребенок уже привык к постоянной дозе дофамина. Гормона счастья, как его часто называют
И просто отобрать гаджет - не работает.
В психоэмоциональном поле ребенка эта система получения удовольствия уже "вросла". То есть образовались нейронные соединения.
То есть, главный маркер - я больше ни от чего удовольствия не получаю. Только от жизни онлайн. Весь ресурс внимания ребенка уже там. Школа, еда, сон - помеха. Все мысли направлены в одну стороны - улучшение резальтатов (в игре), набор лайков (в соц сети).
Общение со сверстниками только по "теме"
Как правило такие дети приходят к зависимости, потому что по другим ресурсам пустота. То есть ребенок нигде не занимается, ничем другим не увлекается.
И круг друзей постепенно сужается к одной теме. Игре.
Если из друзей у ребенка только те, с которыми он соревнуется и прокапчивает скиллы - это опасный звонок. Если они этой компанией могут выбраться на площадку, покататься на великах - хорошо. А если уже нет, то ситуация серьезней.
Стадия зависимости
Здесь можно наблюдать полноценный синдром отмены — «ломки», когда игра становится недоступной для ребёнка.
Агрессия, апатия, депрессивные и суицидальные мысли. Всё это сигнализирует о начале серьёзных проблем у подростка. Закрывать глаза на зависимость уже не получится.
В данном случае медлить не стоит, необходимо привлекать специалиста и работать в рамках семейной системы.
Почему так происходит?
Причин, по которым дети уходят в зависимости, очень много. Но глобально их можно разделить на 2 направления:
Проблемы внутри семьи
Часто мы закрываем глаза на какие то семейные проблемы, просто умалчивая их. В ребенке копится тревога, обида. Но сам он/она это не понимает.
Алекситимия - эмоциональное расстройство, неумение определять свое эмоциональное состояние.
Вот почему эмоциональный интеллект признается более значимым навыком, чем IQ. Потому что чувства толкают к действиям, а непознаваемые чувства ведут к неадекватным действиям.
Мозг ребенка как бы замораживается, чтобы не чувствовать боли. То есть зависимость это возможность "отъехать" от всего, что происходит. Чтобы не чувствовать.
Тут задача родителей учить с детства ребенка пониманию своих эмоций. И умению их проживать и отпускать. Представьте, ребенок листает соц сеть. Видит картинки красивых машин и успешной жизни других людей. Дальше он подавлен, он/она огорчен и разозлен. Ребенок с развитым EQ справиться, но часто дети просто снимают эту психологическую боль в игре/чатах/группах. С мыслями мне до этого далеко, поэтому даже начинать не буду. Лучше поиграю просто.
Проблемы при взаимодействии с реальным миром
Это другой комплекс факторов, которые так же влияют. Когда у ребенка/подростка сильные эмоциональные переживания, связанные со сверстниками, своей внешностью. Они проходят этап самоидентификации и тут так же могут возникнуть моменты, с которыми ребенку трудно справиться. Как следствие - цифровой мир, там проблем нет, там я лучший, я полностью прокачан, у меня полно скиллов и лайков.
Навык активного слушания
Как часто я обвиняю своего ребенка, что он опять в телефоне весь день просидел? А как часто я включаю помело, которое не может со своими эмоциями разобраться. Плюсом к сложностям ребенка еще выливает эмоциональные помои на дитя? (Угрозы, упреки, оскорбления, шантаж). А кто все еще ментально держит за пазухой ремень, на случай, если он "не поймет" - применим силу? Все это сильно отдаляет вас от ребенка, снижает эмоциональный контакт.
Если судно изменит курс на 10 градусов, то приедет в совершенно другой порт. Эти 10 градусов - навык активного слушания. Погуглите, или просто научитесь слушать своего ребенка. Дальше будем обсуждать эту тему.
Что поможет ребенку развиваться в реальном мире, а не в виртуальном?