Найти тему
Retro-детектив

Кража денег кассиром Юханцевым

Константин Юханцев, работавший кассиром с 1873-го по 1878-й год в Обществе взаимного поземельного кредита, украл из кассы 2 миллиона 530 тысяч рублей.

Дом Паулуччи, где располагалось общество взаимного поземельного кредита. Источник фото https://www.citywalls.ru/house5105.html?s=626sgqb61nsku0h39a1kh90lo1
Дом Паулуччи, где располагалось общество взаимного поземельного кредита. Источник фото https://www.citywalls.ru/house5105.html?s=626sgqb61nsku0h39a1kh90lo1
В конце 19-го века один килограмм говядины стоил 50 копеек, телятины -- 70 копеек, лошадь -- 100 рублей, хорошая корова -- 60 рублей, а имение от 6-ти тысяч рублей до 30-ти тысяч рублей.

Как можно промотать такие деньги? Юханцев кутил в ресторанах, в том числе с членами императорской фамилии, поил лошадей шампанским, заказывал золотые подковы!!!

Константин Юханцев родился в небогатой семье, родители определили его юнкером в Преображенский полк. Получив звание прапорщика, Юханцев покинул военную службу. Благодаря родительским связям устроился в министерство финансов. Впоследствии Министерство финансов назначило Юханцева старшим надзирателем акцизных сборов в Киев (то есть надзирателем за винными заводами).

Производители вина, как могли, утаивали от государства часть готовой продукции, чтобы уменьшить налоговое бремя. Так что место было весьма доходным. Однако, были и трудности: постоянные разъезды по предприятиям, от которых у господина Юханцева болела голова.

Несмотря на немалый доход, денег жене Юханцева не хватало, тратить она умела. Вскоре чета переехали в Санкт-Петербург, где Константин устроился кассиром в Общество взаимного поземельного кредита.

После отмены крепостного право часть дворян разорилась: они потеряли дармовую рабочую силу, а также часть земель. Для поддержки дворянских семей от разорения правительство организовало Общество взаимного поземельного кредита, выдававшего кредиты под залог недвижимости. Граждане не только брали кредиты в Обществе, но и отдавали свои деньги под большие проценты солидному банковскому учреждению.

После получения кредита, как правило, помещики уезжали за границу, чаще всего во Францию, где жили в свое удовольствие.

Операционный зал в Обществ взаимного поземельного кредита. Источник фото https://journal.tkbip.ru/2020/05/27/ovk/
Операционный зал в Обществ взаимного поземельного кредита. Источник фото https://journal.tkbip.ru/2020/05/27/ovk/

Работники общества получали солидные зарплаты. Так годовой доход кассира Юханцева составлял 8 тысяч рублей, а ещё 15 тысяч рублей получал взятками.

По акциям Общества взаимного поземельного кредита государство платило большие проценты. Время от времени Общество не принимало, и не выдавало деньги, сотрудники на работу не ходили -- зарплату получали.

Акция Общества взаимного поземельного кредита. Источник фото pinterest.ru
Акция Общества взаимного поземельного кредита. Источник фото pinterest.ru

В Санкт-Петербурге жена Юханцева скупала все, что ей приглянулось в торговых лавках. Наличными не платила, а просила прислать счет на имя своего мужа. Таким образом, Константин оказался должником большого количества людей. Жена, недовольная притеснением мужа, в 1876-м году добилась развода. Расстроенный Константин, чтобы снять напряжение, устраивал кутежи в ресторанах -- денег потребовалось ещё больше.

Изначально Юханцев воровал наличные деньги. Он говорил, что нужно отнести в Государственный банк определенную сумму денег. Председатель общества подписывал чек, по которому Юханцев получал деньги в бухгалтерии. Таким образом, на дне кармана Юханцева в 1874-м году осело около 500 тысяч рублей. Но этого было мало!

Когда управляющий Обществом взаимного поземельного кредита Николай Эдуардович Герстфельд уезжал на дачу, Юханцев получал чеки с бланками, на которых сам проставлял нужные ему суммы. Эти сведения подавались в бухгалтерию.

Во время ревизии денежные средства проверялись таким образом: кассир Юханцев сам читал записи на корешках чеков, а члены правления суммировали эти цифры на счетах. Вот и вся проверка!

В операционном зале банка. Источник фото https://pastvu.com/p/1139917
В операционном зале банка. Источник фото https://pastvu.com/p/1139917

В Обществе взаимного поземельного кредита акции складывались в бумажные пакеты, обвязанные бечевой, опечатанные сургучной печатью. Все пакеты хранились в кладовой, от которой у кассира были ключи. Юханцев вскрывал пакеты, вытаскивал часть ценных бумаг, запечатывал пакет своей печатью, которая, как две капли воды, была похожа на печать правления. Ценные бумаги продавал -- деньги клал в свой бездонный карман. Проще не бывает!

Во время ревизии, как правило, пересчитывались количество пакетов с печатями. Печать цела -- все акции на месте.

В правление общества поступила жалоба на Юханцева: тот кутил и дебоширил в ресторанах, а также содержал самую дорогую певицу Ольгу Шишкину...

Решили проверить запечатанные пакеты с акциями, которых насчитывалось более двухсот. Пересчитывая облигации, проверяющие быстро утомились, а в проверенных пакетах все сошлось... и проверку завершили.

На всякий случай решили уволить Константина Юханцева. При передаче документов новому кассиру господину Шмидту выяснилось: куда-то исчезли консолидированные облигации второго выпуска на общую сумму 203 тысячи фунтов стерлингов. Дальше было ещё интересней: пропали ценные бумаги седьмого выпуска правительственного голландского займа 1862-го года на сумму более 75 тысяч фунтов стерлингов. То есть недостача составила более 2-х миллионов рублей.

27-го марта 1878-го года полиция пришла с обыском на съемную квартиру Юханцева, состоящую из семи комнат. Проживал кассир с Ольгой Шишкиной, имевшей немало ювелирных украшений. В столе нашли часть украденных акций на сумму 16 тысяч рублей.

При аресте Юханцев вел себя слишком спокойно. Все прекрасно понимали: он украл значительно больше, чем нашли. Проворовавшийся кассир хранил деньги в тайном месте, чтобы в дальнейшем пустить на подкуп судей.

Судебный процесс над господином Юханцевым стартовал 22-го января 1879-го года, защищал подсудимого Владимир Иванович Жуковский. Несмотря на то, что вход был только по специальным пропускам, заседания проходили в переполненном зале -- многие дамы просачивались сюда непостижимым образом. Для некоторых людей того времени это было своеобразным развлечением.

Когда появлялся подсудимый, многие доставили театральные бинокли и долго рассматривали Юханцева. Это был плотный мужчина с отекшим лицом и редкой бородкой.

Вскоре в процесс вмешался Анатолий Федорович Кони: ушлый кассир чуть не ушел от ответственности. Из-за плохого учета и контроля в обществе некоторые пункты обвинения не могли доказать. Однако, знаменитый юрист в корне изменил ситуацию.

По решению суда Юханцева лишили всех прав состояний и отправили в ссылку в Красноярск.

Ехал Юханцев в места не столь отдаленные, в отличии от обычных каторжников, на арендованном теплоходе, а цыгане сопровождали отъезд своего благодетеля песнями и плясками. В Красноярске Юханцев посещал театры, ходил по ресторанам, снимал роскошную квартиру -- наказание сменилось фарсом.

Однако, деньги быстро кончились. В конце концов он трудился писцом в полицейском управлении и получал мизерное жалование. В 1892-м году его помиловали. Дальнейшая его судьба неизвестна.

С тех пор прошло полтора века. Однако, ничего не изменилось: традицию господина Юханцева российские кассиры чтут до сих пор.

Следующая статья "Суд над крестьянами села Люторичи".