Найти в Дзене
Валерий Грачиков

Генерал, сбитый немецкой зениткой на следующий день после представления на дважды Героя

Генералы бывают разные. Комбриг Водопьянов (по факту, как комбриг он должен был быть переаттестован на генерал-майора, но это случилось только в 1943 году), например, летал на боевые задания как рядовой летчик, после того как его сняли с командования дивизией за провал налета на Берлин.

А генерал Иван Полбин летал на боевые задания, даже когда командовал авиакорпусом в 1945 году. Хотя мог и не летать, в конце войны многие авиационные начальники так делали. И был сбит во время выполнения боевого задания над Бреслау, превращенном немцами в крепость в своем 158 боевом вылете, на следующий день после того, как было подписано представление на присвоение ему звания дважды Героя Советского Союза.

С авиацией он связался с комсомольской молодости, когда будучи секретарем волостной организации, организовал сбор денег на постройку авиаэскадрильи «Наш ответ Чемберлену». Ну а потом - авиашкола и служба в авиации, командиром огромного, четырехмоторного ТБ-3. Потом его перевели в скоростной бомбардировочный полк, где он освоил СБ. И, вообще, Иван Полбин прославился в том числе и тем, что знал и умел летать буквально на любых типах самолетов, как советских, так и ленд-лизовских. Если же говорить о полетах на боевые задания, то в основном он летал на СБ - 92 вылета и на Пе-2- 52 раза Несколько раз летал на Пе-3 – истребительной модификации Пе-2.

-2

Удивляться тут нечему - полк под командованием Полбина в 1941 году летал, что называется, на "сборной солянке", у него в полку каких только типов бомбардировщиков не было.

Конечно, большую часть вылетов Иван Полбин совершил в 1941-1942 годах, когда командовал 150-м сбап, переброшенным на фронт с Дальнего Востока в июле 1941 года К октябрю 1942 года на его счету было 107 боёвых вылетов. Для летчика, пилотировавшего СБ, а потом пересевшего на пикировщик Пе-2 - это реально много. Очень много.

В героическо-легендарных версиях биографии Ивана Семеновича можно прочитать о том, как Полбин совершал в июле августе со своим полком по 6-8 вылетов в сутки. На самом деле особенности советской авиации были таковы, что даже два раза в день один и тот же бомбардировщик мог слетать с большим трудом. Экипажи совершали по одному вылету в день в лучшем случае, неся при этом огромные потери. Так что по б-8 вылетов в день нередко совершал весь полк, а не один его комполка. Для особенно «патриотично» настроенных товарищей, которые любят в донесении до них реальной информации о состоянии советских ВВС и ведении ими боевых действий «принижение подвига» ниже – несколько отсканированных листов журнала боевых действий 150-го сбап, рассказывающих о двух весьма героических днях этого полка.

Это не отменяет личного героизма командира 150-го сбап Ивана Полбина, почти всегда «ходившего» на задания во главе ударных групп бомбардировщиков своего полка. В том числе на отчаянные бомбежки прорвавшихся немецких танков 23-24 августа 1941 года в районе Великих Лук 24 августа 1941 года девятка СБ ведомая Полбиным попала в настолько жестокую переделку, что в журнале боевых действий полка появилась запись, что это был

«самый ожесточенный и самый жаркий бой был из всех вылетов Отечественной войны».

Несмотря на наличие истребительного сопровождения в вылете 24 августа 1941 года из девяти СБ было сбито четыре самолета и еще один сел на вынужденную посадку.

Полбин и его однополчане в 1941 году
Полбин и его однополчане в 1941 году

И вот в таких условиях Полбин слетал на боевые задания на устаревшем к началу войны бомбардировщике СБ 92 раза и остался жив. Что говорит о мастерстве и о везении тоже.

-5

В дальнейшем, когда Иван Полбин командовал авиадивизией и авиакорпусом, он также летал на боевые задания, хоть уже и не так часто, как в то время, когда дрался под Москвой и Сталинградом во главе авиаполка.

Вот и под Бреслау, когда его авиакорпусу поставили задачу нанести бомбовый удар по осажденной крепости, он повел одну из девяток пикировщиков сам. И над целью его самолет угодил под прямое попадание зенитного снаряда. Храбрый был генерал и настоящий командир, не боявшийся сам вести пикировщики в атаки.

------------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.

Мои статьи и видео доступны также во « ВКонтакте » и на YouTube.