Генералы бывают разные. Комбриг Водопьянов (по факту, как комбриг он должен был быть переаттестован на генерал-майора, но это случилось только в 1943 году), например, летал на боевые задания как рядовой летчик, после того как его сняли с командования дивизией за провал налета на Берлин.
А генерал Иван Полбин летал на боевые задания, даже когда командовал авиакорпусом в 1945 году. Хотя мог и не летать, в конце войны многие авиационные начальники так делали. И был сбит во время выполнения боевого задания над Бреслау, превращенном немцами в крепость в своем 158 боевом вылете, на следующий день после того, как было подписано представление на присвоение ему звания дважды Героя Советского Союза.
С авиацией он связался с комсомольской молодости, когда будучи секретарем волостной организации, организовал сбор денег на постройку авиаэскадрильи «Наш ответ Чемберлену». Ну а потом - авиашкола и служба в авиации, командиром огромного, четырехмоторного ТБ-3. Потом его перевели в скоростной бомбардировочный полк, где он освоил СБ. И, вообще, Иван Полбин прославился в том числе и тем, что знал и умел летать буквально на любых типах самолетов, как советских, так и ленд-лизовских. Если же говорить о полетах на боевые задания, то в основном он летал на СБ - 92 вылета и на Пе-2- 52 раза Несколько раз летал на Пе-3 – истребительной модификации Пе-2.
Удивляться тут нечему - полк под командованием Полбина в 1941 году летал, что называется, на "сборной солянке", у него в полку каких только типов бомбардировщиков не было.
Конечно, большую часть вылетов Иван Полбин совершил в 1941-1942 годах, когда командовал 150-м сбап, переброшенным на фронт с Дальнего Востока в июле 1941 года К октябрю 1942 года на его счету было 107 боёвых вылетов. Для летчика, пилотировавшего СБ, а потом пересевшего на пикировщик Пе-2 - это реально много. Очень много.
В героическо-легендарных версиях биографии Ивана Семеновича можно прочитать о том, как Полбин совершал в июле августе со своим полком по 6-8 вылетов в сутки. На самом деле особенности советской авиации были таковы, что даже два раза в день один и тот же бомбардировщик мог слетать с большим трудом. Экипажи совершали по одному вылету в день в лучшем случае, неся при этом огромные потери. Так что по б-8 вылетов в день нередко совершал весь полк, а не один его комполка. Для особенно «патриотично» настроенных товарищей, которые любят в донесении до них реальной информации о состоянии советских ВВС и ведении ими боевых действий «принижение подвига» ниже – несколько отсканированных листов журнала боевых действий 150-го сбап, рассказывающих о двух весьма героических днях этого полка.
Это не отменяет личного героизма командира 150-го сбап Ивана Полбина, почти всегда «ходившего» на задания во главе ударных групп бомбардировщиков своего полка. В том числе на отчаянные бомбежки прорвавшихся немецких танков 23-24 августа 1941 года в районе Великих Лук 24 августа 1941 года девятка СБ ведомая Полбиным попала в настолько жестокую переделку, что в журнале боевых действий полка появилась запись, что это был
«самый ожесточенный и самый жаркий бой был из всех вылетов Отечественной войны».
Несмотря на наличие истребительного сопровождения в вылете 24 августа 1941 года из девяти СБ было сбито четыре самолета и еще один сел на вынужденную посадку.
И вот в таких условиях Полбин слетал на боевые задания на устаревшем к началу войны бомбардировщике СБ 92 раза и остался жив. Что говорит о мастерстве и о везении тоже.
В дальнейшем, когда Иван Полбин командовал авиадивизией и авиакорпусом, он также летал на боевые задания, хоть уже и не так часто, как в то время, когда дрался под Москвой и Сталинградом во главе авиаполка.
Вот и под Бреслау, когда его авиакорпусу поставили задачу нанести бомбовый удар по осажденной крепости, он повел одну из девяток пикировщиков сам. И над целью его самолет угодил под прямое попадание зенитного снаряда. Храбрый был генерал и настоящий командир, не боявшийся сам вести пикировщики в атаки.
------------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во « ВКонтакте » и на YouTube.