За последние несколько дней Запад ввел новые экономические санкции против Российской Федерации. Они были направлены, в первую очередь, против банковского сектора. Ряд российских банков отключат от SWIFT и от наиболее распространенных платежных систем, а также попытаются лишить Центробанк доступа к его международным резервам.
Этим шагом Запад существенно ограничит возможности Банка России использовать золотовалютные резервы, хранящиеся за рубежом и используемые для валютных интервенций с целью поддержки курса рубля.
По состоянию на 18 февраля объем золотовалютных резервов Банка России составляет 643,2 млрд. долларов, 32,2% из которых хранятся в евро, 21,7% – в золоте, 16,4% – в долларах, 13,1 – в юанях, 6,5% – в фунтах стерлингов. Правда не известно, где хранятся эти резервы, в каком виде и в каком количестве. Они могут храниться в любом месте и в любом виде: как в ценных бумагах в японских, китайских и южнокорейских банках, так и на депозитах в австрийских, швейцарских или американских. Те резервы, которые хранятся в странах, не примкнувших к санкциям, заблокированы не будут. Также окончательно не ясно, насколько долго российский регулятор собирается проводить валютные интервенции и сколько денег он на это будет тратить. Из этого следует, что запрет к доступу Центробанка к его резервам может быть ограниченным, так как российский регулятор мог их хранить у себя, в странах, не присоединившихся к санкциям, или успел вывести золото и валюту в Россию. Сегодняшний день покажет, удалась ли спецоперация Запада обвалить российский рубль.
Если рассматривать отключение российских банков от SWIFT, то здесь тоже не все настолько катастрофично для российской экономики, как мечтает Запад. В первую очередь потому, что в самой России и в других странах, существуют собственные аналоги SWIFT. Российским банкам будет достаточно к ним подключиться, а в след за российскими это сделают основные торговые партнеры Российской Федерации в Азии, СНГ, Латинской Америке и Африке. К тому же, отключение-подключение к сервису обмена межбанковскими сообщениями (техническая сторона вопроса) – процедура не одного месяца.
Все говорят, что с отключением от SWIFT российские экспортеры углеводородов не смогут получить деньги за реализованное сырье, но экспортеры могут открыть счета не в подсанкционных банках. Как видим, в этом случае Запад тоже просчитался.
Скорее всего, отключая от SWIFT не все российские банки, Запад преследовал совершенно иную цель: российский бизнес, спасая свои активы, бросится через оставшиеся «окна» в виде неподсанкционных банков, выводить их из своей страны. Но российских бизнесменов трудно обвинить в отсутствии патриотизма, особенно, в настоящее время, да и на прошлой неделе состоялась встреча представителей бизнеса с президентом Путиным, на которой, видимо, обсуждался и этот вопрос.
Введенные санкции против российских банков, в лучшем для Запада случае, создадут временные трудности для пользователей некоторых мобильных сервисов в России и для держателей карт самых распространенных платежных систем, что, в принципе, взаимосвязано. Человек не сможет расплатиться «часами» или «смартфоном» в российском супермаркете, если он имеет карты подсанкционных банков, привязанные к Google Pay или к Apple Pay. Пользователь просто заменит импортную платежную систему на российскую.
Так что, самые «пугающие» западные санкции не смогут достигнуть того эффекта, на который рассчитаны.
Автор: Александр Черный