Принято считать, что врач - это благодарная профессия. Врач спасает жизни или хотя бы делает эти жизни лучше. Лечит недуги, возвращает молодость и силы. Но каждый врач в своей профессии обязательно встречается со своим Белым Китом, который почти полностью выворачивает его представления о хорошем и правильном.
Пациентка М. - это далеко не первый случай в моей практике, когда и репутация, и знания, и полуторачасовая консультация с картинками и максимально доходчивым объяснением причин и принципов развития болезни оказывается тщетной. Пациентке М. - 82 года. Можете себе представить весь "букет" накопленных заболеваний: и артриты с артрозами, и запущенный остеохондроз, и нестабильности с грыжами везде где можно. Возраст, но не столько возраст, сколько именно что накопленный букет заболеваний. Пациентка обратилась с болью в ноге и ноющей поясницей. Диагноз понятен, хотя, конечно, первым делом рекомендую МРТ и обследование сосудов и сталкиваюсь с отказом. Осторожно расспрашиваю о причинах и слышу ответ: - Вы, врачи, все сговорились и только и хотите вытащить из нас побольше денег.
Конечно, не стану отрицать, всемирный заговор врачей существует и с каждым годом все растет. МРТ мы в Клинике доктора Войта не делаем, наша клиника находится в центре Петербурга, рядом с м. Чернышевской в жилом доме, поэтому такие аппараты, как МРТ, здесь просто не разместить. И, конечно, мы умеем и без рентгена и МРТ видеть пациента насквозь, а на в общем-то доступные обследования пациентов направляем исключительно ради поддержки транснациональных корпораций. (для тех, кто не понял, это была горькая шутка).
Нет, без иронии, правда умеем видеть многое по массе выраженных признаков, вредным привычкам и т.п., но все-таки результаты объективного сканирования однозначно необходимы.
Рядом с пациенткой М сидит ее дочь, грустными глазами смотрит на доктора и только горько вздыхает.
- Ладно, - понимаю я, будем как-то работать.
- Только вы , доктор, лечите мне больше ногу, а не поясницу. Вы тут мне объясняете, что у меня нога из-за поясницы болит, так вот у меня нога болит, мне ее лечить надо.
- Мне таблетки дайте, я вам сейчас скажу какие. И идет перечень из 5-6 препаратов, которые не связаны с причинами болей в ноге и колене.
- Ясно, - теперь уже вдыхаю я. Третий раз объяснять что как и почему болит сил уже нет. - Будем лечить.
В сухом остатке - неделя мучений. Неделя уговоров одевать воротник на шею, неделя борьбы за прием нужных препаратов. Пациент снимает воротник прямо в клинике, отказывается делать упражнения. Постоянные обсуждения из области помогают ли на самом деле конкретные таблетки и вакуум-терапия или нет. Ведь Марь-Иванна когда-то рассказала пациентке М., что лучше всего при болезни ноги помогает разогретый лазером озон. Серьезно, разогретый лазером? Наверное разогретый точно также, как в Теории большого взрыва грели лазером лапшу в коробочке....
На третий день процедур наступает "кризис веры". Улучшение есть, для работы с кризисной зоной делаем локальное обезболивание, пациентка пытается отказаться от корсета потому что "у нее уже не болит", а вот "с ногой вы плохо лечите." Угу, конечно! Бросаюсь к дочери, объясняю, что с обезболиванием человек может себе больше вреда принести. Когда болит, мы все рефлекторно бережем больное место. А когда там работает ледокаин, а пациентку тащит в пляс, на утро ее будет в прямом смысле "не собрать". С трудом закручиваем пациентку в корсет и сажаем в такси.
На следующий день слушаем историю дочери о том, как не удержать мать дома лежать в постели или на диване.
- А ногу вы все равно плохо лечите... и спина снова болит, - слушаю я между процедурами на контрольном обходе. Очень хочется пообещать волшебное средство, сделать ставку на эффект плацебо и поставить капельницу с физраствором и аскорибинкой. Но прав был Дик Свааб, руководитель Института головного мозга Нидерландов, продолжаем стиснув зубы работать по разработанной программе: обкалывание, ЛФК, вакуум и далее по нашей схеме. Схема работает, но вопреки сопротивлению пациента.
На 8 день в глазах у пациентки что-то меняется. Нас с дочерью перестают ругать, появляются слова "спасибо". На 12 день процедур начинаем делать перерывы в лечении, но пациентка М. проявляет энтузиазм и больше не пытается оспаривать методы лечения, выкидывать таблетки или пытаться назначать свой собственный метод лечения.
Прогноз, конечно, очень сложный. Заболеваний - полный букет и это не столько возрастное, сколько накопленный эффект. Есть показания к операции в поясничном отделе, но никто в здравом уме в 82 на операцию ее не возьмет. А из-за голодания головного мозга судя по всему изменился характер, пациента очень сложно в чем-то убедить и пробить подозрительность.
В этот раз происходит чудо. Не столько лечебное, сколько чудо убеждения: пациентку удается уговорить пройти минимально необходимое количество процедур, чтобы первый эффект начал сказываться. Но увы, на одного такого пациента нередко приходится 2-3 более "яростных", которые приходят к врачу с требованием выдать ему сильные рецептурные таблетки, которые по неврологии то в общем-то и не прописывают. И уходит такой пациент с чувством обиды и обмана, а врач остается недоумевать, что же он мог еще сказать, чтобы попытаться спасти пациента от его собственной глупости. И читаем потом отзыв: я пришла в клинику, у меня болит коленка. А они почему-то мне про спину говорят, что ее лечить 2 недели надо. А у меня нет времени, у меня йога, танцы, полет на курорт. Я говорю: дайте мне таблетки, чтобы нервную систему слона свалить. А мне в ответ, не нужны вам таблетки сильнее какого-нибудь Перс***на. Какие неграмотные врачи!
И тут остается надеяться, что пациент не сможет все-таки найти себе таблетки, которые вместо отключения головной боли, отключат пациенту вообще голову. Медленно и верно сделают из него сначала наркомана, а затем превратят его в овощ.
проф. Анатолий Войцицкий,
Клиника доктора Войта