Конечно, в статье речь не идёт о ситуациях, когда задержаться (задерживаться) на работе нужно в силу какого-то кризиса. Речь идёт о вполне стандартных обстоятельствах, когда ничто не предвещает необходимость пахать сверх нормы.
Но сначала - один из моих любимых анекдотов (в комментариях я его точно уже приводила).
Крупный Банк (ещё есть варианты - юридическая компания, консалтинговая фирма и т.п.).
Время — 18.00, все сотрудники сидят трудятся. Один из сотрудников, относительно недавно устроившийся на работу, выключает компьютер, надевает пиджак, берет портфель и уходит.
Все провожают его неодобрительным взглядом.
Следующий день. В 18.00 тот же сотрудник выключает компьютер, надевает пиджак, берет портфель и уходит. Все продолжают работать и начинают недовольно шептаться.
Следующий день. В 18.00 тот же сотрудник выключает компьютер, надевает пиджак, берет портфель и тут к нему подлетает коллега, за ним ещё один и ещё, окружают, прижимают к стенке.
- Вася, как тебе не стыдно, мы сидим работаем, конец квартала, столько отчетов, а ты, а ты!...
Вася, потупившись, извиняющимся тоном: - Ребята, ну я же в ОТПУСКЕ!!!
Вроде как смешно. И не смешно)))
Хорошо помню себя в таком состоянии на наёмной работе (да я и сейчас периодами такая же)): захотел - пришёл в 7 утра, захотел - ушёл в 10 вечера, захотел - вообще не пошёл... домой. Когда бухгалтер насчитала мне порядка 18 не взятых выходных за квартал (то есть большую часть), я даже сообразить не могла, как так может быть. А обед у меня был трёхразовым: нет, не понедельник - среда - пятница... а 3 раза в месяц))
Но возвращаясь к теме.
Типичные причины задержек на работе
(добавляйте в комментариях свои)
- Невыполнимые и всё время увеличивающиеся требования руководства
Здесь часто работает принцип "кто везёт, на том и едут".
Сотрудник задержался раз, чтобы доделать задачу, которая сразу была поставлена с некорректным сроком. Задержался два, чтобы отработать за отпросившегося коллегу. Вышел в субботу три, чтобы разгрести завалы уволившихся до него... - И всё, теперь работает за троих, а начальство только и радо.
- Сложившаяся корпоративная культура
Парадоксально, но я встречаю такие организации, в которых почти как в анекдоте в начале, не принято уходить вовремя.
Причём иногда даже руководитель подгоняет сотрудников, а они продолжают задерживаться. Могут чаю попить после окончания рабочего времени, поболтать, посерфить в интернете и/или поиграть в игры на рабочих компьютерах... - В общем, сами уходить не спешат.
- Недостаточная компетентность
Когда человек делает новую задачу, на выполнение которой не "набита рука", естественно, он делает её медленнее. И выполнение занимает больше времени, чем должно. И весьма небольшой объём задач выходит за рамки рабочего времени.
Если речь идёт про новичка - то этот момент должен регулироваться руководителем (адекватный руководитель не ставит новичку столько задач и такие планы, как у опытных сотрудников). Но если формально человек уже не новичок, а компетентность его по-прежнему недостаточна, - то ему ставят обычные планы. А он не успевает всё реализовывать.
- Плохое планирование времени сотрудником
Руководители конечно скажут, что это первая причина, но нет))) Однако и не последняя точно.
Многие сотрудники, компетентные в области своей работы, действительно не умеют организовывать своё время. Слишком долго раскачиваются и переключаются. Отвлекаются на большое количество поглотителей времени (кстати, о них есть здесь). Не учитывают подъёмы и спады своей активности. Не могут расставить приоритеты, в силу чего большую часть дня занимаются неважными задачами, чтобы вечером обнаружить, что главное не сделано и т.п.
- Сбои в организации рабочего процесса
Сюда я в первую очередь отнесу разовые сбои.
Полдня не было электричества, потом его дали, и нужно задержаться, чтобы наверстать не сделанное в первой части дня. Не вышел на работу сотрудник одного отдела - они позже дали данные (сырьё/заготовки) другим отделам - те остаются, чтобы довести до логического завершения свой процесс. Висело ПО - а нужно закрыть задачи сегодняшней датой и т.п.
Но периодически бывает такое, что подобные сбои становятся уже системой, и чуть ли не ежедневно сотрудники задерживаются из-за каких-то технических проблем или проблем в бизнес-процессе.
- Личностные особенности человека
А ещё есть такие персональные особенности, как например, излишняя увлечённость (погрузился в задачу и не заметил, что время давно закончилось) или перфекционизм, заставляющий всё многократно переделывать и доделывать. Или неумение сказать "нет" (что кстати усиливает первую причину).
Как перестать задерживаться
(ну или хотя бы делать это реже))
1. Для начала определитесь, а насколько проблема критична.
Без шуток, не раз встречалась с ситуацией, когда человек жалуется на задержки на работе, а когда появляется возможность уходить вовремя или даже чуть раньше, выясняется, что "я лучше ещё посижу"))
А ещё заранее взвесьте, сколько времени вы выделяете на изменение ситуации (неделю, месяц, три...). И что будете делать, если уходить вовремя не будет получаться в запланированный срок.
2. Определите причину задержек.
Для этого лучше всего сделать и проанализировать фотографию рабочего дня (одного дня не хватит, возьмите хотя бы неделю, лучше две).
Она поможет вам найти временные потери, увидеть типовые технические сбои и в целом оценить объём работ, который вы выполняете. А также сравнить время выполнения задач вами со средним временем выполнения этих же задач коллегами (тут конечно придётся спросить или понаблюдать за ними).
3. Поговорите с руководством.
Покажите руководителю результаты фотографии рабочего дня.
В зависимости от ключевой причины ваших задержек на работе попросите:
- либо уменьшить объём задач (на основании ФРД это не будет голословными жалобами),
- либо решить технические проблемы (в ФРД у вас появится статистика по ним),
- либо решить вопрос с другими отделами, которые задерживают свою часть работы и вынуждают вас ждать,
- либо отправить вас на обучение/прикрепить к наставнику/подсказать более быстрые варианты решения задач.
4. Запланируйте и реализуйте собственное развитие.
Если речь идёт скорее о личностных особенностях, руководитель вам вряд ли поможет. Скорее пригодится посещение психолога и/или другие формы саморазвития.
Учитывайте, что в некоторых ситуациях (например, при нехватке личной уверенности) вам в целом придётся поменять местами пункты 3 и 4. Сначала повысить самооценку, потом уже идти к руководству.
5. По наступлению запланированного в п.1 срока оцените динамику.
Посмотрите, стали ли вы задерживаться на работе меньше (и по количеству раз, и по времени), и удалось ли сделать что-то с причинами задержек (пусть не убрать на 100%, но хотя бы снизить их проявления).
А дальше - принимайте решение, что делать. Организовывать ли следующую ФРД, планировать ли новые шаги развития, идти ли к руководителю с очередным запросом помощи, а может с предложением о повышении оплаты, и т.п.
Одним из решений, конечно же, может стать и решение менять работу.
А вы часто задерживаетесь на работе? Что с этим делаете?
____________________________
Больше статей про самоменеджмент и не только здесь