Михаил Фёдорович Москвин по профессии фотограф. Его фотоаппарат запечатлел тысячи кадров БАМа. В самые пиковые годы стройки он возглавлял фотослужбу треста «Мостострой-9».
А ещё в 2008 году при финансовой поддержке ИНК в свет вышла его книга «Нет, Вы не напрасно прошли по планете, прожили жизнь на высокой волне…» Эти слова, кстати, можно смело отнести к самому автору.
Читаем продолжение его очерка о Панчукове!
БАМ для нас не был неожиданностью. С середины 60-х годов в районе работали изыскательские партии, экспедиции. Первый раз заявил о БАМе председатель министров СССР Алексей Николаевич Косыгин, будучи в Якутии. Он говорил:
- Огромный интерес для Японии представляет лес, коксующийся уголь, нефть, цветные металлы. А в зоне БАМа есть почти вся таблица Менделеева. Страна заинтересована в строительстве дороги.
Официально было объявлено о начале строительства БАМа после выхода Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1974 году. Генеральным заказчиком был определён МПС, а генеральным подрядчиком – Минтрансстрой. В советское время каждое министерство «городило свой огород».
- Порой я слышу упрёки, - говорит Иван Алексеевич Панчуков, - вот недостроили город, посёлок. МПС не обязано было строить посёлки и города, они построили посёлки для своего персонала, для персонала железной дороги, со своим соцкультбытом.
Учитывая, что базы стройиндустрии Минтранстроя было недостаточно для строительства БАМа, для каждой станции посёлка определили шефов: союзные республики, области, края. У города Усть-Кута шефами были Краснодарский и Ставропольский края. Строили они из своих материалов, своими кадрами, но строили столько, сколько было предусмотрено договором. Жилищная проблема везде и всегда стояла остро.
Я помню, прилетал второй секретарь обкома Ставропольского края. Мы с ним облетели на вертолёте Усть-Кут, а затем он сказал, что жильё, которое они у нас строили, они отрывали от себя, поэтому больше, чем указано в договоре, строить не будут. Я говорю, согласен, ради Бога, постройте, что положено, большего мы от вас не требуем.
Конечно, и острые вопросы возникали, не без этого. Армяне построили постоянный посёлок в Звёздном, грузины – в Нии. За строительство посёлка грузины получили премию Совета Министров СССР. Шефы стремились внести свой национальный колорит, строили из своих традиционных материалов, вкладывали сердце и душу. Иркутская область тоже внесла большой вклад в строительство БАМа. Нужно отметить большую роль первого секретаря обкома Николая Васильевича Банникова, сегодня он незаслуженно забыт.
О движении 20-тысячников Иван Алексеевич рассказал так:
- Едем по БАМу на УАЗике, я сижу на переднем сиденье, Н.В. Банников и К.В. Мохортов - сзади. Банников недоволен темпами отсыпки земляного полотна. К.В. Мохортов, начальник ГлавБАМстроя, говорит, что не может бесконечно создавать мехколонны. Нужно использовать человеческий фактор.
Какова выработка на комплекс? Надо заметить, что строить БАМ начали с отечественной техники, импортная поступила только в октябре-ноябре 1975 года. Остановились. К нам присоединился Василий Владимирович Евтушенко, управляющий трестом «ЗапБАМстроймеханизация». Спросили его, какова высшая выработка на комплекс? Отвечает – 20 тысяч куб.м, норма – 11, 5 тысяч куб.м.
Н.В. Банников говорит мне:
- Вот вы с Евтушенко подготовьте материалы, призыв от бригад на выработку 20 тысяч кубов. Через неделю бюро обкома.
Через неделю мы с бригадирами выехали на бюро. Было принято решение одобрить и распространить опыт передовых бригад В. Монакова и В. Кубрака. В деле пропаганды очень помогли журналисты газет и телевидения. Не издавались никакие приказы, а поезд пришёл в Звёздный в конце декабря 1975 года. Работа была выполнена без дополнительных мехколонн.
На территории Усть-Кутского района БАМ проходит всего-навсего 113 километров из 3145. Это совсем немного, но заслугу Усть-Кута как плацдарма трудно переоценить. Именно в Усть-Куте располагались три крупных треста союзного значения. Было совсем не просто разместить такие мощные предприятия со списочным составом каждого до семи тысяч человек. Нужно было строить базы, тупики, выделить площадки. Повезло и с управляющими трестами: трест «Мостострой-9» возглавил опытный мостостроитель Иван Данилович Рассказов, грамотный специалист, интеллигентный, воспитанный человек.
Первое испытание в строительстве моста было с успехом выдержано – в два раза были сокращены сроки строительства. Трест «ЗапБАМстроймеханизация» возглавил заслуженный строитель Василий Владимирович Евтушенко. Генеральным подрядчиком выступал «Ангарскстрой», возглавлял его Василий Степанович Бондарев, также опытный строитель. В 1980 году образовался трест «ЛенаБАМстрой». Его возглавил Валентин Александрович Лебедь.
Но были сложности с подбором руководителей подразделений. В том же СМП-266 мы остановились лишь на третьем кандидате – Миллире, на БАМе был задан такой темп, что некоторые руководители оказались к нему неготовыми, и пришлось их заменять.
На третьем начальнике остановились в мехколонне №135, и с новым начальником, Буйновым, она заработала ударно, по-гвардейски. Ещё нужно отметить, что многие опытные кадры уходили на другие участки Западного БАМа. Например, назначают Коротнева в СМП-391, за ним идут и специалисты. Одним словом, Западный участок давал специалистов всему БАМу.
Спасибо, что остаётесь с нами)))
Подписывайтесь на канал, пишите комментарии! Вместе мы - сила!