Сегодня исполняется 161 год со дня отмены крепостного права в России. 19 февраля (3 марта по новому стилю) 1861 года Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Этот день стал народным праздником, ежегодно отмечавшимся по всей Империи. На страницах газеты «Тверской вестник» за 1880 год помещен репортаж из Бежецка о праздновании годовщины великой реформы.
«Тверской вестник» – еженедельная неофициальная газета, издававшаяся в Твери в 1878–1881 годах. Её редактором и издателем был известный земский деятель, статистик, член Тверской учёной архивной комиссии Василий Иванович Покровский. Газета освещала основные направления в общественной жизни губернии, в особенности деятельность земства, подчас с очень критическими оценками окружающих явлений.
В № 15 газеты за 1880 год, вышедшем 13 апреля, в разделе «Корреспонденция Тверского Вестника» была опубликована заметка, в которой описывается празднование, состоявшееся в Бежецке 19 февраля того же года. Корреспондент, пожелавший остаться неизвестным, писал:
Хоть поздно, а сообщу вам о том, как наше городское общество праздновало 19-е февраля. С самого раннего утра город наш разукрашен был бесчисленными флагами и венками из зелени, во многих местах выставлены были портреты Государя Императора. По окончании литургии, великое множество народа, присутствовавшее на ней, отправилось в Думский зал, где Градский Голова, после речи, в которой объяснил всю важность этого дня для России, пригласил выслушать и подписать адрес Государю Императору, в котором выражены были верноподданнические чувства. Потом был завтрак у Градского Головы, где произнесены тосты за здоровье Государя Императора, и в то же время один из гласных Крюков угощал бедный люд обедом в Городской больнице; число там обедавших в этот день бедных людей простиралось до 502 человек. Вечером устроен был по подписке танцовальный вечер в театральном зале, и этот вечер дал местному благотворительному обществу до 300 рублей, за исключением всех расходов.
Упомянутый в тексте «гласный Крюков» – это, скорее всего, бежецкий купец Степан Гаврилович Крюков, городской голова (1871–1878 гг.), почетный мировой судья. В 1871 году его «усердием и иждивением» была устроена Покровская церковь при бежецком тюремном замке. Род Крюковых был одним из наиболее значительных купеческих родов Бежецка. Представители этого рода трижды становились городскими головами, занимали другие важные общественные должности, активно занимались благотворительностью. Усердием бежецкого купца Митрофана Гавриловича Крюкова была устроена первая церковь Бежецкого Благовещенского женского монастыря во имя святителя Митрофания епископа Воронежского. Вероятно, поэтому до революции улица Благовещенская носила неофициальное наименование Крюковской (ныне улица Льва Толстого).
Далее в заметке корреспондент рассказывает о переменах в общественной жизни города:
Теперь скажем несколько слов о нашем общественном управлении. Наше общество надеется, что с избранием нового Градского Головы И.И. Ревякина, человека энергичного, заявившего себя полезною деятельностью в должности директора городского общественного банка, город наш поднимется в финансовом отношении, что было бы очень желательно, потому что финансовые дела нашего города вовсе не блистательны, хотя далеко не так мрачны, как описал их неизвестный нам корреспондент в № 8-м Тверского Вестника. Да, из всего сказанного этим корреспондентом в упомянутом № видно, что он недостаточно знаком с нашим городским самоуправлением.
Стоит сказать несколько слов о вновь избранном городском голове, о котором пишет корреспондент. Ревякин Иван Иванович Старший (1832–1907) – представитель одного из старейших купеческих родов Бежецка, купец 2 гильдии, потомственный почетный гражданин. В Бежецке им был построен маслобойный и мукомольный завод на набережной реки Остречины. Впервые был избран городским головой в 1880 году, а всего избирался городским обществом на эту должность три четырехлетия подряд (в 1880, 1884 и 1888 гг.). За свою общественную деятельность неоднократно награждался, а в конце жизни был пожалован орденом Святой Анны III степени – очень высокой наградой для купца из уездного города.
В следующем номере «Тверского вестника», вышедшем 20 апреля, был помещен более подробный репортаж о тех же событиях. Корреспондент достаточно критически отнесся к организации праздника, посчитав, что собранные средства были израсходованы впустую.
Хотя наша общественная жизнь и отличается обыкновенною тишью да гладью, но и среди этой тишины и спокойствия выплывают наружу такие явления, которые от времени до времени не мешает заносить в летопись нашего «Вестника».
Для того, чтобы почтить великий день 19 февраля было собрано в городе по подписке около 800 р. с. денег, часть которых предназначалась распорядителями (кто выбрал их – до сих пор многим неизвестно) на устройство иллюминации, а остаток подписной суммы предназначался на пополнение вечно чахоточного сундука Бежецкого благотворительного общества.
Кстати нужно сказать несколько слов об иллюминации. Поставили мы по Большой улице флаги, деревянные звездочки со стаканчиками; перекинули поперек этой же улицы деревянную арку, украшенную елочками и стаканчиками; на двух площадях поставили транспаранты, тоже украшенные стаканчиками, и, наконец, местные художники, они же и декораторы театра нашего чародея Горохова, написали на картонных листах картины, изображающие великие события царствования Государя Императора. Картины, хоть и не особенно художественные, но выполненные добросовестно и написанные яркими красками, благодаря блестящему освещению залы театра, производили торжественный эффект. Время от времени зала освещалась магнием при помощи рефлектора. Вход в залу в это время стоил 5 р. с. для лиц не участвовавших в подписке.
Результатом всех приготовлений было то, что иллюминация не удалась по случаю ветра и дождя, и вся публика собралась в театральной зале Горохова на семейный вечер, который и прошел, как все такие вечера, за исключением того, что он начался гимном «Боже царя храни», повторенным по требованию публики 3 раза.
«Наш чародей Горохов» – Иван Кириллович Горохов, в доме которого на Большой улице находился общественный клуб. Дом стоял по соседству со зданием земской управы, сгорел в 1890-х годах. Позднее на его месте А.А. Жуковым был построен двухэтажный деревянный дом, сохранившийся до настоящего времени.
Надеюсь, что этот материал был Вам интересен. В следующих статьях я продолжу знакомить читателей с жизнью старого Бежецка по страницам «Тверского вестника».