Надеюсь, после предыдущей статьи теперь каждому достаточно просто рассчитать размер расчетной пенсии по пункту 3 статьи 30 173-ФЗ с использованием общего страхового стажа. И применить при расчете пенсионного капитала правило его понижения, если стаж составит меньше 20 лет для женщин или 25 для мужчин.
Сегодня я хочу попытаться объяснить порядок определения этой же величины уже по пункту 4.
Но сначала отвечу на вопрос (или просьбу, даже не знаю), которая через раз звучит в разговорах с пенсионерами, которые выходили на пенсию где-то до 2005 года. Те, кто постарше такого вопроса уже не задают. Вопрос-требование обычно звучит так: я хочу обратиться в суд, чтобы мне рассчитали пенсию по старому закону.
Отвечаю всем, один раз и больше повторять не буду: Пункт 3 статьи 30 и пункт 4 этой же статьи 173-ФЗ - это расчет нашей с Вами пенсии ПО СТАРОМУ ЗАКОНУ. Пункт 3 - повторение статьи 7 закона № 340-1, пункт 4 - повторение закона № 340-1 вообще до введения в него в 1997 году статьи 7, позволившей увеличить размеры пенсий. То, что рассказали нам старый закон новыми словами, это, как говорится, просто "фигура речи". Но если Вы всё-таки прочитаете эту самую статью 7 и вообще "старый" закон, то поймёте, что именно его положения, из сотни статей уместили в одну статью, в два её пункта. Я вообще считаю, что любой закон должен быть максимально коротким и понятным, и то, как написана статья 30 173-ФЗ - отличная иллюстрация к тому, что не надо в законе писать много и непонятно. Должно быть коротко, ёмко и информативно.
Теперь пункт 4.
Расчет пенсии с конвертацией пенсионных прав по этому пункту выгоден только тем, у кого была маленькая зарплата или очень мало стажа. И ещё, в виде исключения, тем, кто работал в северных районах с большими районными коэффициентами.
Первый вопрос, который мне задают, почему для п.3 использован один размер моего заработка, а по пункту 4 - он другой, и зачастую выше. Для расчета пенсии по пункту 4 ПФР берет либо заработок за последние два года, то есть 2000 и 2001 годы, либо за любые пять лет, когда. сами понимаете, были совсем другие цифры. Для приведения величины Вашего заработка за какие-нибудь глубокие восьмидесятые годы, этот заработок "осовременивают", то есть приводят его к цифрам 2001 года. Потому что рассчитывается размер пенсии, какой он у вас был бы на 01.01.2002 года, если бы подошел возраст и Вас отпустили на пенсию, а не на те года, за которые был учтен Ваш заработок.
Как рассчитывалась пенсия по старому закону? 55% от заработка за последние два года либо за любые пять лет подряд. Именно эту формула определения величины расчетной пенсии и присутствует в пункте 4, только 55% заменены на СК=0,55, который не может быть меньше этих самых 55%, может быть только больше из-за стажа, превышающего требуемый. И стаж требуемый 20 и 25 лет закреплены в старом законе. И порядок подсчета стажа, в который входят все периоды, в том числе и обучение, и двойной размер армии, и полуторный подсчет северного стажа. и всё-всё-всё. что было в "старом" законе. И давайте поймём, почему же при подсчёте стажа так, как он считался и учитывался раньше, пенсия по этому пункту оказывается меньше, чем по пункту 3, лишившему нас всех этих "плюшек".
Если третий пункт называется " расчет пенсии без ограничения её по максимальной величине", то пункт 4, наоборот, является расчетом пенсии с ограничением её по максимальному значению. Почему? Потому что в "старом" законе минимальный размер пенсии не мог быть меньше минимального значения, устанавливаемого Правительством, а максимальный размер пенсии не мог быть более, чем три минимальных.
И вот тут наш 173-ФЗ, простите, обгадился. Почему я так считаю, я уже писала. Повторим пройденное: каков минимальный размер пенсии, ниже которого нельзя рассчитать пенсию на 01.01.2002 года? Кто ответит? Наши законодатели ухитрились взять за эту величину минималку на 4й квартал 2001 года в размере 185 рублей 32 копейки. При этом в пункте 6 статьи 30 постановили, что расчетная пенсия по любому из пунктов не может быть меньше 660 рублей. Фактически, если вчитываться в закон, в 6 пункте 30 статьи установлено, что минимальный размер пенсии с 01.01.2002 года равен 660 рублям, и расчетная пенсия не может быть меньше этой величины. То есть минимальный размер пенсии на 01.01.2002 года уже никак не может быть с 1 января 2002 года равен 185,32 рублям. Так, простите, с какого такого перепуга трехкратное ограничение расчетной пенсии по пункту 4 вдруг стало равняться 555,96 рублям (185,32*3=555,96), если это ограничение действительно только по 31.12.2001 года. И по старому закону минимальный размер пенсии, по которому считалось это ограничение, применялся на дату установления пенсии. А согласно 173-ФЗ мы определяем расчетную пенсию на дату 01.01.2002 года!
И как же считают пенсию по п.4?
Независимо от того, какой размер пенсии у вас получится после умножения вашей зарплаты на 55%, её ограничивают величиной 555,96 (и только те, кто имеет стаж по списку 1, шахтёры и лётчики имеют право на применение ограничения 3,5 минимальных размеров пенсий). То есть уборщица с зарплатой 80 рублей получила РП=80*0,55=44 рубля, и я получила РП= 14000*0,55= 7700 рублей. Уборщице хорошо, ей уже ничего не ограничат, а мне говорят: размер вашей расчетной пенсии ограничивается суммой 555,96 рублей. Дальше ещё смешнее: поскольку расчетная пенсия не может быть меньше 660 рублей, то и уборщице, и мне за величину расчетной пенсии принимают 660 рублей! Вот так! Спрашивается, для чего мне было учиться, потом строить на севере под. лодки, работать ИП, уплачивая все эти выдуманные налоги, чтобы меня поставили на одну ступеньку с уборщицей? Причем она оказалась в более выигрышной ситуации, чем я, так как мой институт считается в календарном порядке, а она эти шесть лет после школы проработала на севере, заработав к стажу уже не шесть, как я, а девять лет в полуторном исчислении. В результате ничего не зарабатывая, имея три класса ЦПШ, она смогла заработать стажа до 2002 года на три года больше, чем я. У кого размер пенсии окажется больше? Правильно, скорее всего, у уборщицы! Вот Вам и ответ на тот вопрос, который задают практически все, кто имел на плечах голову, шел приобретать специальность в институты и техникумы, почему размер пенсии у тех, кто работал без специальных знаний и умений вдруг оказывается больше, чем у нас. И если бы наши законодатели просто подумали логически, то в полном соответствии с предыдущим законом размер расчетной пенсии должен был ограничиваться тремя минимальными размерами расчетной пенсии 660*3=1980 рублей. Так как даже, если взять за минимум гарантированные государством с 01.01.2002 года базовые 450 рублей, то даже они дадут ограничение 450*3=1350 рублей. Но уж никак не 555,96. Оставим лирику.
Считаем стаж для пункта 4. Возьму свой. Институт 5,5 лет. Север 14 лет + 7 лет в полуторном исчислении. Обычные условия - 2 года 4 месяца 15 дней. Итого 28 лет 10 месяцев 15 дней. Стаж полный, понижения пенсионного капитала не будет. Для сравнения - по пункту 3 - в календарном исчислении мой стаж составляет 16 лет 4 месяца 15 дней, то есть уже меньше требуемых 20 лет для женщин и понижение пенсионного капитала на 0,81875.
Как я уже писала, мою расчетную пенсию ограничили величиной 555,96 рублей, добавили 100 рублей компенсационной выплаты, получили аж 655 рублей 96 копеек, и осчастливили меня тем, что "дотянули" её до 660 рублей. Вот так и поставили крест на моём, более, чем полном стаже, как Вы понимаете, он оказался "похоронен" в первоначальном ограничении. А если у человека стажа будет для пункта 4 на 20 максимально допустимых лет больше, то его размер расчетной пенсии окажется в лучшем случае 555,96+20%=667,15+100=767,15. Работайте на здоровье!
Вычитаем базовые 450 рублей: 660-450=210 рублей (практически у всех 210 рублей !!!!) Умножаем на период дожития, который у меня, как у досрочницы, равен 252 месяца, получаем 210*252=52920 рублей.
Валоризация для пункта 4 считается так же, как подсчитывался стаж для определения расчетной пенсии. То есть 5,5 лет института плюс 5 лет 7 месяцев 15 дней севера в календарном порядке до 1991 года, плюс полуторное исчисление северного стажа 2 года 9 мес. 22 дня, получаем 13 лет 11 месяцев 7 дней, то есть полных 13 лет, валоризация. соответственно, 10+13=23% в отличие от третьего пункта, где мне добавляются проценты только за пять календарных лет и получается только 15%.
После валоризации, получаем размер ПК=52920*1,23=65091,60, которые мы должны проиндексировать: 65091,60*5,6148165605= 365477,39, а ИПК = 365477,39/252/64,1=22,626 баллов
Для сравнения пункт 3 со снижением пенсионного капитала из-за неполного стажа дал мне размер:
(1671*1,2*0,55-450)*252*0,81875*1,15*5,6148165605= 869771,81, а ИПК =869771,81/252/64,1=53,845 баллов
А если бы ограничение по пункту 4 было три минимальных расчетных пенсий, то мои баллы до 2002 года по пункту 4 составили бы:
ПК= 1980-450=1530*252=385560*1,23=474238,80*5,6148165605= 2662763,87
и ИПК=2662763,87/252/64,1=164,844 балла.
И вот так, не мытьем, так катанием, украли у нас то, что мы зарабатывали до 2002 года. Вы понимаете разницу? Даже в сравнении с пунктом 3, дающим больший результат разница в 110,999 баллов, что на сегодня составляет минус 11916,89 рублей от моей честно заработанной пенсии.
Какие нюансы есть при расчете по п.4?
1. Если человек работал в северном районе, то его ограничение по максимальному размеру пенсии увеличивается на районный коэффициент. Компенсационная выплата тоже увеличивается на тот же коэффициент. Но это возможно только при наличии полного северного стажа или факта проживания на 01.01.2002 года в таком районе. Покажу на примере мужа, у него полные 15 лет РКС:
555,96*1,4= 778,34 - это его ограничение расчетной пенсии по п.4. У него получилось намного больше, но ограничено этим значением. Стаж на Севере 21 год, в полуторном размере 31,5 год плюс 2 года в обычных условиях. Валоризация уже за 12*1,5=18 лет равна 10+18=28%
778,34-450= 328,34*252= 82741,68*1,28 =105909,35*5,6148165605 = 594661,57, и ИПК= 594661,57/252/64,1=36,814 баллов.
2. Ограничение максимального размера пенсии не тремя. а тремя с половиной минимальных размеров пенсии. Это только для тех, кто выходит на пенсию по подпунктам 1,11 и 13 пункта 1 статьи 27.
3. Ограничение по максимальному размеру РП не применяется для летчиков-испытателей, которые указаны в статье 27.1 173-ФЗ. Может быть увеличено или уменьшено, но мы с Вами не лётчики, давайте не будем забивать себе голову.
4. Если стаж до 2002 года, подсчитанный даже с учетом всех преференций закона № 340-1, не дотянет до требуемых 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин, то вступает в силу положение пункта 1 статьи 30 173-ФЗ о применении понижающего коэффициента из-за неполного стажа.
Надеюсь, что теперь мы с Вами стали специалистами по расчету того, что мы заработали до 2002 года по обоим из вариантов.
На сегодня всё.
Итак, если Вы сомневаетесь, что Вам правильно начислили пенсию и сомневаетесь в правомерности действий работников ПФ РФ, подписывайтесь на мой канал, читайте, понимайте, примеряйте на себя, спрашивайте в комментариях, если что-то осталось непонятым. Обязательно отвечу. А пока давайте переварим ту информацию, которую я проанализировала в предыдущих статьях, а потом попробуем побороться за достойную пенсию! Вместе мы это сможем! Полный список моих публикаций, посвященных пенсионному законодательству находится в этой статье, пишите на электронку libtan@mail.ru. Телефон для связи +7 961 033 73 73 -все мессенджеры. Живу по московскому времени, поэтому прошу звонить не раньше 9.00 и не позже 19.00 по московскому времени.
Прошу не присылать мне документы на ватсапп, вайбер, в контакте и так далее. Только электронная почта, и только в электронном виде. Если не знаете, как получить нужные документы, прочитайте внимательно статью Какие документы нужны для правильного расчета пенсии? И, женщины, не забывайте указывать даты рождения детей!
С уважением и любовью ко всем моим подписчикам и читателям! Ваша Хозяюшка МарТа.