Уточним сразу - этот ностальгические текст о Советской Армии, символом которой для миллионов солдат и сержантов срочной службы стали сапоги и солдатская пилотка. Мы не претендуем на энциклопедичность изложения.
Приказ Министра Обороны СССР № 250 1988 года вводил новую полевую форму, уже давно на тот момент известную как "афганка", но в качестве повседневной все еще оставалась старая - образца 1969 года. Остатки с вещевых складов Советской Армии донашивали и после краха СССР, так что пилотки теоретически могли встретиться и в Армии РФ в 90-х. А сама история этого оригинального головного убора в России прослеживается аж с 1913 года, о чем мы еще подробно расскажем в этой статье.
Автор, кстати, проносил сей головной убор все честные два года, меняя зимой на шапку, конечно. Мы бегали в пилотках марш-броски по 12 км (ПрикВО), ходили в караулы и наряды, работали, выполняли свои служебные обязанности на дежурстве и никакого неудобства не испытывали.
Ни разу я не слышал бранного слова ни о сапогах, ни о пилотке и от доброго десятка моих воевавших в Великую Отечественную деревенских родственников, которых я всех, чтобы не путаться в степени родства, именовал "дедушка".
Не слетала пилотка с головы, не мешало отсутствие козырька и прочих нужных деталей. Зато ее было удобно сунуть за ремень, положить под голову, чтоб на коротком привале не лезла в уши трава, на нее легко надевалась каска, за отворотом прятались нитки и иголки и "убить", в смысле порвать, пилотку, кажется, было решительно невозможно. Ко всему можно привыкнуть, а плохому танцору мешают даже собственные гениталии, как известно. Плохому же солдату будет мешать и эксклюзивный камуфляж с не менее эксклюзивными берцами.
Для жаркого климата в Советской Армии была предназначена панама, а для средней полосы и массовой призывной Армии пилотка, простая и дешевая, была в самый раз.
Отсутствие козырька это ведь не всегда недостаток фасона. Особенно если головной убор носят в условиях тесных помещений. Поэтому пилотки у офицеров РВСН, например, были обычным элементом повседневной формы, хотя и отличались от солдатских оформлением и материалом.
Ниже образцы формы одежды солдат, сержантов, курсантов и офицеров Советской Армии по приказу 1988 года (иллюстрации из приказа).
Впервые, если ничего не путают историки, пилотка в армии Российской Империи появилась к 1913 году в качестве сменного головного убора авиаторов. "Складная шапка" легко пряталась за ремень, под погон, за пазуху и при этом не теряла своего внешнего вида.
Не вдаваясь в детали оформления и тонкости униформистики, просто отметим сам фасон. Как уже говорилось, отсутствие козырька уменьшает вероятность зацепить этой деталью что-то такое, что лучше не цеплять. Этот факт прекрасно оценили солдаты первых штурмовых подразделений (команд) Российской Императорской Армии, которых еще называли "бомбометателями", а иногда по старинке - гренадерами.
Пилотка с 1916 года стала официальным элементом обмундирования в военных училищах. Причем эту традицию продолжили и красные курсанты. Ниже снимок 1920 года.
Вообще, пилотка встречалась в период Революции и Гражданской войны весьма часто, если верить сохранившимся снимкам. Особенно много таких фото из армии Колчака.
В Сибири действовали разнообразные иностранные формирования, например сербские, которые носили похожие головные уборы, да и снабжение в те годы было налажено не лучшим образом - в дело шли любые запасы.
Форму РККА разрабатывали не дизайнеры и не кутюрье. Ее шили для войны, а не для освоения бюджета и поддержки отечественного производителя. Люди, которые данным процессом руководили, понимали, что делали. Замена фуражек и буденовок на пилотки и шапки-ушанки произошла не просто так. Не по причине личных предпочтений государя-императора, а по причине целесообразности - военной и экономической.
Времена меняются, люди меняются, меняются и подходы к разработке военной формы, требования к комплекту обмундирования бойца. Общая тенденция тут очевидна - усложнение и удорожание. Наверное, это правильно. Наверное. А там время покажет.