Порой возникает необходимость запомнить значительный объём сложной информации, что требует серьёзных энергозатрат. Чаще это связано с учёбой, иногда - с профессиональной деятельностью. Тогда на выручку приходят мнемотехники.
Мнемотехники - от греческого "Мнемозина" - богиня памяти, техники запоминания информации.
В этой публикации я расскажу о трёх фундаментальных принципах, которые лежат в основе эффективного применения всех мнемотехник.
Принцип №1: понимай, а не зубри
Так устроен наш мозг: чтобы что-то хорошо запомнить, нам требуется связать это с тем, что уже есть. Если мы понимаем то, что учим - это запоминается в разы легче, чем какая-то абракадабра, потому что мозгу проще связать понимаемую новую информацию с прошлым опытом.
Когда мои дети учат стихи, я слежу за тем, чтобы они хорошо понимали смысл новых слов, встречающихся в стихотворении. Так мозг проведёт ассоциации и найдёт новым словам место на старых полках.
По этой причине зубрёжка - одно из самых глупых занятий, которое только можно вообразить, нерациональная трата значительных объёмов умственной энергии. Лучше то же самое время потратить на понимание нового материала - отложиться всерьёз и надолго, а при необходимости легко всплывёт в памяти.
Принцип №2: устанавливай взаимосвязи
Если нужно запомнить массу новых символов, например, таблицу с формулами, то самый простой и экономичный вариант сделать это - установить связи между отдельными её составляющими.
Закономерности есть всегда, они - ключ к созданию общей картины. Если понимаешь закономерности - легко выводишь одно из другого.
Помню, как в школе я никак не мог выучить таблицу основных значений тригонометрических функций. Используя принцип закономерностей, сделать это оказалось довольно просто.
Принцип №3: спокойствие
В прошлой публикации я рассказывал о взаимосвязи стресса и памяти. Любое волнение порождает спешку, спешка - убивает внимательность. Падает внимательность - страдает качество запоминания. Поддерживать спокойствие - значит поддерживать оптимальное состояние сознания, в котором мыслительные процессы идут максимально эффективно. А запоминание - это мыслительный процесс.
Одним из главных свойств оптимального состояния сознания является предельная сосредоточенность на текущем моменте (на текущей задаче).
Именно поэтому я являюсь сторонником медленного обучения: когда нет дедлайнов, и изучение нового материала идёт без спешки, усваивается он в разы лучше. И, что немаловажно, сам процесс учёбы дарует радость.
Рудияр
Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК
#психология #психотехники #память #учёба #образование #мозг #мышление #самопознание #саморазвитие #педагогика