Найти тему

Акустическая дисграфия: задания и упражнения для коррекции

Оглавление

Выполнение программ письма обеспечивается работой нескольких анализаторов: слухового, двигательного и зрительного. Чтобы передать слово на письме, необходимо определить его фонемный состав, а также четкую последовательность расположения каждого звука.

Встречаются различные виды нарушений письменной речи. В частности, в логопедической практике используется термин «дисграфия» - это расстройство процесса письма, которое проявляется в многочисленных стойких, повторяющихся ошибках, которые обусловлены недостаточной сформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Существует несколько видов дисграфии в зависимости от причин возникновения расстройства. У школьников младших классов иногда диагностируют акустическую дисграфию, преодоление которой возможно только путем проведения систематических занятий, составленных по индивидуальному коррекционному плану.

-2

Характеристика акустической дисграфии

Акустическая дисграфия (дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания) – это расстройство процесса письма, которое обусловлено недостаточностью слухового восприятия. При этом слух и произношение звуков не нарушены.

Сложность диагностирования этой формы дисграфии заключается в том, что до того, как ребенок начинает обучаться письму, он активно использует только лишь устную речь, поэтому это расстройство проявляется не так ярко в раннем детстве.

Когда же ребенок начинает обучаться письму, то нарушение начинает проявляться в стойких и повторяющихся ошибках:

  • Замена букв, соответствующих близким звукам (шипящие-свистящие, глухие-звонкие, аффрикаты и их составляющие).
  • Неправильное обозначение мягкости на письме («писмо» вместо «письмо»).
  • Смешение или замена лабиализованных (губных) гласных («бабучка» вместо «бабочка»).

Помимо этого, отмечаются пропуски и перестановки букв в словах, а также неправильное обозначение мягкости согласных мягким знаком или йотированными гласными.

-3

Дети с данным нарушением пишут медленно, неразборчиво и неровно. В большинстве случаев это приводит к недовольству собой, ребенок искренне расстраивается, что он в чем-то уступает своим сверстникам, у которых такой проблемы нет. В результате этого страдает самооценка, ухудшается качество знаний и восприятие информации.

Основные причины нарушения

В основе возникновения данного расстройства лежит нарушение восприятия и фонематического слуха, которые помогают распознавать звуковой состав слова, определять количество слогов и т.д.

За дифференцирование звуковых образов отвечают зоны, которые расположены в височных отделах головного мозга. Здесь акустический сигнал кодируется и передается в зону Вернике, где происходит анализ и синтез полученной информации. Соответственно, нарушения в этих зонах приводят к неправильному фонемному распознаванию.

На возникновение акустической дисграфии могут влиять следующие факторы:

  • Хронические заболевания и инфекции матери во время беременности.
  • Асфиксия или гипоксия плода, что привело к поражению мозга.
  • Травмы плода во время родовой деятельности.
  • Энцефалит и другие инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в постнатальный период.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Социальные и психологические факторы. Это достаточно обширная группа причин, куда может входить постоянный стресс у ребенка, вызванный конфликтами в семье, отсутствие внимания со стороны родителей, педагогическая запущенность. На возникновение акустической дисграфии также может влиять билингвизм ребенка, а также тот фактор, если у какого-нибудь из членов его семьи искажена речь.

Ряд специалистов отмечает, что на возникновение данного расстройства в большей степени влияет генетическая предрасположенность. Иными словами, если у кого-то из родителей было замедленное развитие психических функций и созревание определенных зон головного мозга, то и ребенок будет входить в группу риска.

-4

Диагностика акустической дисграфии

Как правило, проблема начинает ярко проявляться в младших классах, поэтому к логопеду обращаются, когда у ребенка присутствуют стойкие повторяющиеся ошибки на письме. В ходе анализа тетрадей школьника специалист выявляет типичные признаки, характерные для акустической дисграфии.

Помимо этого, проводятся следующие диагностические мероприятия:

  • Оценка звукопроизношения. У таких детей может быть неправильная дикция, при этом анатомические дефекты отсутствуют.
  • Изучение фонематических процессов. Ребенок может испытывать проблемы с тем, чтобы отобрать картинки с определенным звуком, определением места звука в слове и т.д.
  • Обследование других сторон речи.
-5

Коррекция

Коррекция акустической дисграфии предполагает выполнение определенных упражнений, направленных на развитие фонематического восприятия, обучение формам звукобуквенного анализа и синтеза слов, уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, выделение определенных звуков, а также определение положения звука по отношению к другим звукам.

Вот несколько заданий и упражнений, которые используются для устранения акустической дисграфии в комплексной коррекционной работе:

  • «Найди и исправь ошибку». Ребенку дается текст, в котором присутствуют ошибки в словах. Он должен найти их и исправить.
  • «Скажи наоборот». Логопед произносит слоги с твердым звучанием (ма, му), а ребенок должен озвучить мягкий вариант их звучания (мя, мю).
  • «Выбери правильный вариант». Логопед произносит слова и просит записать их в два столбца: первый должен содержать слова с мягким согласным, а второй – с твердым. Это упражнение хорошо подходит для дифференциации звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков.

Профилактика акустической дисграфии должна вестись с раннего дошкольного возраста. Она предполагает периодические осмотры детей логопедом, развитие фонематических процессов при их нарушении и т.д. Родителя должны внимательнее относиться к своему ребенку и обращаться к специалисту при первых признаках проблемы, которые можно заметить еще в дошкольный период (ребенок нечетко произносит слова, путает звуки речи, плохо заучивает стихи, у него нарушена концентрация внимания и снижена работоспособность).