Иномарки очень скоро могут стать чемоданом без ручки.
Похоже, что автомобиль вновь становится роскошью.
Из-за санкций начали закрываться автосалоны. Цены на вторичном рынке просто зашкаливают. А запчасти выросли в цене почти на 100% — но и это пока только цветочки.
ForPost выяснил, чего ждать от авторынка России.
Тень Острова Свободы
Если ограничения не будут сняты, то в ближайшее время наш рынок автомобилей рискует стать калькой кубинского.
Ведь после того, как шесть десятков лет назад Соединённые Штаты Америки ввели санкции против Кубы, автомобильный мир острова свободы серьёзно пострадал.
Сейчас там многие ездят либо на очень стареньких американских машинах, либо на российских и китайских.
Ещё по теме: ЦБ поднял ключевую ставку до 20% — как это отразится на всех нас
Президент федерации автовладельцев России в Свердловской области Кирилл Форманчук подчёркивает, что такая же ситуация может развернуться и на российском авторынке, если Запад продолжит оказывать санкционное давление на мировые автозаводы.
«К сожалению, российские автомобильные заводы не могут наладить выпуск запчастей, не то что автомобилей. Например, на АвтоВАЗе отечественное — только металлический корпус, иногда стекло. Мы не можем без европейских, японских комплектующих. Если их не будет, то новые автомобили исчезнут с рынка, а подержанные будем ремонтировать с помощью изношенных запчастей», — сказал ForPost Форманчук.
Стоит напомнить, что отечественные «Лады» — практические полностью французские автомобили. Дело в том, что АвтоВАЗ входит в Renault Group.
Из-за этого с конца прошлого месяца простаивают производственные линии. Российский рынок уже недополучил около 360 тысяч новых машин.
Рассчитывать на KIA, которая принадлежит Hyundai и тоже зависит от импортных комплектующих, не стоит. Корейцы также могут в любой момент присоединиться к санкциям. Это только вопрос времени.
Конечно, есть УАЗ. Но «Патриоты» комплектуются немецкими сцеплениями, антиблокировочными системами, кондиционерами, аудиосистемами, а также коробками передач и «раздатками», которые производятся в Корее.
Россияне пытались перейти на отечественные комплектующие, но планы нарушили рекламации, поэтому УАЗ вновь стал использовать иностранную продукцию.
Масло в огонь подливает Тайвань. Ранее были заморожены поставки электроники, а без микрочипов нельзя наладить производство собственных коробок передач.
А ещё подшипники, которые в мире производят только три завода. И все эти производства находятся не на территории РФ.
Поэтому остался только рынок вторички.
Вышло так, что дилерская сеть РФ очень быстро стала сервисной, а торговой лишь в области автомобилей с пробегами.
Ещё по теме: Apple, Nike и K° прекратили продажи в России
Параллельный импорт
Однако в сложившейся ситуации есть выход: может воскреснуть независимый импорт и тогда ситуация будет преломлена.
«Это реакция рынка на ценовую дискриминацию. Параллельный рынок появляется там, где дорогие импортные товары либо отсутствуют вовсе», — рассказал в беседе с ForPost депутат Госдумы VII созыва Вячеслав Лысаков.
Не стоит путать параллельный рынок с серым.
Это всего лишь поставка зарубежных оригинальных товаров, но только через третьи страны.
Есть уже даже примерная логистика.
Завозить в Россию новые автомобили можно будет через Объединенные Арабские Эмираты: воздушные коридоры ОАЭ открыты, а в государство свободно поступает всё — от новых машин до комплектующих.
Правда, есть один минус. Этот импорт может в дальнейшем столкнуться с трудностями. Простыми словами, оппоненты России могут ввести запрет и на поставки из третьих стран.
Хорошо, что есть Китай.
В Поднебесной уже подтвердили, что могут и будут поставлять в РФ автомобили и запчасти.
Для понимания китайские производители в 2021 году нарастили долю на российском авторынке. Да, пока они занимают всего 7% рынка, но шансы у китайцев хорошие, подчёркивает Вячеслав Лысаков.
«Сейчас Запад для Китая расчищает российский рынок. В отсутствие конкуренции продукция из Поднебесной будет пользоваться повышенным спросом. Поэтому я уверен, что так плохо, как на Кубе, у нас не будет. Наши граждане не будут ездить на убитых «Жигулях», «Шевроле», латать их с помощью металла и палок. До этого не дойдёт», — подчеркнул собеседник ForPost.
Ещё по теме: Западные компании сами найдут способ обойти санкции против России
Время амбарных замков
В то же время интерес к отечественным брендам сохранится, считает Вячеслав Лысаков: «под рукой будут исходники и запчасти». Но большую ставку сейчас делают на вторичный рынок импортных машин.
Так как иностранная вторичка станет популярной, то следом возникнет вопрос безопасности.
Из-за дефицита запчастей и комплектующих может вырасти количество автоугонов. Поэтому стоит готовиться к возвращению в 90-е, когда на стоянках с автомобилей скручивали запчасти и колёса.
За счёт доступности рискует стать популярным рынок угнанных машин, предупреждает Вячеслав Лысаков.
Тем временем цены на российские авто и запчасти, зависящие от курса валюты, растут, как грибы после дождя.
С начала месяца «Гранта» подорожала на 86 тысяч рублей. Её стоимость теперь составляет минимум 685 тысяч рублей.
На «Весту» взвинтили прайсы почти на 170 тысяч — за седан просят от 1,3 млн.
На «Ларгус» накинули 247 тысяч, его продают за 1,8 млн рублей.
С иномарками не всё так просто. Автомобильные салоны не спешат отгружать даже проданные транспортные средства.
Но, если говорить о ценах, то пользующийся спросом у автолюбителей кроссовер RAV4 обойдётся в среднем в 4 млн рублей.
Solaris в начальной комплектации с «автоматом» за 2,3 млн рублей. Максимально оснащённый — за 2,6 млн при стоимости по официальному прайс-листу в 1,3 млн рублей.
Пока машины есть. И можно, конечно, их купить.
Но вопрос в том, что даже новая иномарка очень скоро может стать чемоданом без ручки, который приносит много забот.
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.