Продолжая тему тюркских следов в названиях наших деревень, обратим наше внимание на самый загадочный ойконим татарского наследия.
Баскаково
Деревень с таким или похожим (Баскачево, Баскаки, Баскачи) названием на Руси немало. Более двух десятков можно насчитать. При этом в пределах одного Даниловского района Ярославской области находятся сразу три деревни Баскаково. Это весьма удивительный факт. Затруднительно назвать регион страны, где этот ойконим встречается чаще. Во всей Ярославской области деревень с тем же корнем насчитывается одиннадцать (!) экземпляров. Даже в землях тюркоязычного Поволжья столько не найти.
Из трёх даниловских первое Баскаково расположено в районе станции Пантелеево на реке Касть,
второе – на реке Коньше в районе деревни Семлово,
третье Баскаково находится в районе села Середа.
Название такое, несомненно, происходит от слова «баскак». Это профессиональный термин времен ордынского владычества. На Руси так называли должностных лиц, сборщиков дани. Вообще-то сами монголы для таких коллекторов использовали другой, официальный термин – даруга. Титул Баскак в Орде обозначал наместника, «ставящий печать, наместник хана Золотой орды». Аналог европейского губернатора. Это гораздо выше в монгольской табели о рангах.
Русские крестьяне слегка запутались в ордынской титулатуре и баскаками звали всех подряд, кто приезжал из Орды по делам насчет дани. Даругам это льстило (это как полковника назвать генералом), они не возражали. Так что баскак — это скорее даже не монгольский термин, а уже специфическое русское, просторечное обозначение представителей ордынской администрации.
Выполним этимологический анализ названия Баскаково. Слово можно сопоставить с вопросом «– Чьё? – Баскаково». Значит хозяин деревни – баскак. Но такие сборщики дани на Руси никогда не жили. Монголы приезжали раз в год, забирали дань и возвращались обратно в Орду. Зачем им деревня? Что-то здесь не стыкуется.
За ответом обратимся к исторической науке. На Руси слово «баскак» быстро стало нарицательным, обозначающим профессию, которую сегодня мы бы назвали «налоговый инспектор». В первые годы зависимости Руси от Орды, после нашествий Батыя в 13 веке, сбором дани действительно занимались сами монголы. Есть знаменитая картина художника Иванова «Баскаки», на которой изображен такой типичный персонаж восточного вида, к ногам лошади которого униженные русичи подносят ценные вещи. Эта картина отражает период самого начала ордынской зависимости (шапка, правда, у баскака некорректно нарисована, у художника получился скорее современный казах, чем монгол).
Но, спустя некоторое время, в 14 веке, московский князь Иван Калита выхлопотал себе в Орде великое княжение Владимирское, а за ним и право собирать дань для хана. С 1328 года, убедившись в их лояльности, функцию сбора дани хан Золотой Орды перепоручил русским князьям. Функции баскаков с тех пор стали выполнять русские люди, должностные лица Великого князя. Баскак – это была профессия, которая называлась восточным, тюркским словом. Точно так же, как сегодня мы называем счетовода немецким словом «бухгалтер». При этом наши бухгалтеры — это, конечно же, никакие не немцы.
Слово баскак, как профессиональное обозначение, со временем стало и чем-то вроде прозвища. Оно было активно на Руси в 15—17 веках. Мы можем встретить в грамотах людей с таким именем. Несколько позднее в севернорусских говорах это прозвище получило значение «смелый, бойкий» или «наглый, дерзкий». Подтверждением этого является достаточно распространенная и поныне фамилия Баскаков.
Бояре Баскаковы
Существовал древний дворянский род Баскаковых, ведших свою родословную от какого-то легендарного Амыр-хана (возможно это выдуманный персонаж). В 1686 году представителями фамилии была предоставлена родословная роспись для включения рода в Бархатную Книгу дворянства. Согласно росписи, родоначальником рода являлся некто Амраган (Амыр-хан), в крещении получивший имя Мартын, а прозвище Захарий. Его сын Иван Мартынович, в иноках Пафнутий (†1478), был даже причислен к лику святых.
Воевода Евдоким Иванович Баскаков из этого рода в 16 веке владел землями в Смоленском княжестве, с тех пор там есть три деревни Баскаково. Этот факт даёт нам ключ к пониманию происхождения такого названия деревень. Они возникли в землях вотчин дворянских семей по фамилии Баскаковы.
Можно достаточно уверенно предположить, что все три даниловские деревни с названием Баскаково являются следами старинных поместий костромских «детей боярских» Баскаковых. В 16 веке были известны несколько служивых, имевших связи с Костромой:
Тутан Баскаков, помещик, конец XV в., Кострома; Будай Иванович Баскаков, 1564 г.; Кудаш Баскаков, 1564 г.; Севрин Васильевич Баскаков, 1564 г.; Албыч Андреевич Баскаков, 1572 г.; Залешенин Иванович Баскаков, 1596 г., Кострома (Ономастикон, А. Н. Веселовский)
Вероятно, предки этих персонажей кормились на этих деревнях на ранних этапах становления костромского землевладения (между прочим, обратите внимание на их имена!). Наиболее вероятным претендентом на роль хозяина деревень по рекам Касть и Коньша является костромской воевода Иван Баскаков, живший в начале 16 века. Согласно писцовым книгам, часть земель села Бабино по реке Касть была отказана ему "по жребию" (т.е. по доле).
На этом мы можем констатировать факт, что монголо-татарское иго не имеет прямого отношения даже к деревням с самым что ни на есть татарскими названиями. Ордынские баскаки здесь не жили и не владели этими землями. Большинство их имеет происхождение от старинных землевладельцев с фамилиями, унаследованными от тюркоязычных профессиональных терминов, а ещё чаще от русских предков с татарскими прозвищами, бывшими некогда модными в один из периодов нашей истории.
У нас есть немало деревень, получивших татарские названия по имени кормленников – восточных воинов, поступивших на службу к русским великим князьям и царям. В этих названиях звучат настоящие тюркоязычные имена (Рузбугино, Ижгулово, Усеймово, Сатыево). Но и эти события происходили на закате ордынской эпохи. Эти наименования появлялись в 15–16 веках, во времена конфликтов и взаимодействий с потомками Золотой Орды – Казанским, Сибирским, Астраханским, Ногайским и Крымским ханствами.
Таким образом, ярославские деревни с татарскими названиями являются результатом не монголо-татарского нашествия, а наоборот завоеваний и поглощений Русским государством остатков Золотой Орды.
Спасибо, что прочитали. Продолжение следует. Ставьте нравлики, подписывайтесь на журнал!
Ссылки на предыдущие части:
#Баскаково #Баскачи #Баскачево #Баскаки