Легальное такси невозможно представить без таксометра: этот прибор необходим для определения стоимости проезда и исключает недопонимание между водителем и пассажиром. Сейчас таксометр трансформировался в удобный и автоматический сервис прямо в приложении Яндекс Про (iOS и Android). Однако так было не всегда. Разберемся, что предшествовало таксометру, при каких обстоятельствах он был изобретен и как повлиял на судьбу такси.
Ранние изобретения
История таксометра уходит корнями глубоко в историю — аж в античность. Есть сведения, что предшественник таксометра появился еще в Древнем Риме. Для измерения расстояния римляне использовали специальный прибор — ёмкость из двух частей, верхняя из которых была заполнена маленькими шариками.
Этот «прототаксометр» устанавливался над одним из колес экипажа. После полного оборота колеса специальный механизм открывал окошко, расположенное в верхней части емкости, и один шарик падал в нижний ящик. По количеству упавших за время дороги шариков можно было измерить преодолённое расстояние. Затем, умножив на заранее обозначенный коэффициент, подсчитать и стоимость поездки. Тем не менее такой таксометр был далек от идеала, а его «показания» легко можно было подделать.
Новый виток
Античные таксометры получили вторую жизнь спустя несколько тысяч лет, в XIX веке. В Европе появились моторизированные наёмные экипажи и возникла острая необходимость в регламентации их деятельности: поскольку единого тарифа перевозок попросту не существовало, услуги такси не пользовались успехом у населения. Учитывая эту проблему, в 1891 году немецкий ученый Вильгельм Брюн разработал первый таксометр. Прибор был схож со своим древним предком: он также был полностью механическим, имел привод от колеса и определял пройденный автомобилем путь.
Поначалу изобретение не вызвало восторга у водителей, которые боялись потерять часть заработка, однако их страхи не оправдались. Более того, изобретение произвело настоящий перелом в общественном сознании и привело к резкому росту спроса на услуги такси, а значит, и к росту дохода водителей. Получается, все стороны оказались в плюсе: водители увеличили свою прибыль, пассажиры получили фиксированный тариф на перевозки, а хозяева транспортных средств — полный контроль над сохранностью выручки.
Что изменилось с тех пор?
С момента появления таксометр постоянно совершенствовался: на смену механическим приборам пришли электронные устройства, которые становились все более компактными и легкими и перекочевали в салон автомобиля, постепенно приобретая узнаваемые сегодня внешние черты.
Таксометр считал километры, умножал на коэффициент и выдавал стоимость поездки.
Отдельным направлением разработки стало исключение несанкционированного доступа к регистрирующим механизмам.
Если первые таксометры могли лишь определять пройденный автомобилем путь, то их современные потомки отличаются куда более широким функционалом.
Сегодняшние таксометры учитывают различные тарифные планы и дополнительные услуги, ведут расчет скидок и надбавок оплаты. Но главное, что их ключевая задача — обеспечение справедливости расчета между водителем и пассажиром — остаётся неизменной.
Поставьте «👍 Нравится» этому материалу, чтобы видеть больше полезного контента!
Вот ещё несколько постов для водителей: