Найти в Дзене

Критическое мышление как база оптимального решения при внедрении корпоративных информационных систем

Оглавление

Введение

Критика (от фр. Critique «искусство разбирать, суждение») - анализ, оценка явлений какой-либо области человеческой деятельности. Она применима и применяется к любой сфере деятельности человека. По сути, на бытовом уровне, это отношение к окружению часто несущее негативный характер. Но, в то же время, существует тип мышления, именуемый критическим, не имеющий цели отыскать плохое в рассматриваемых объектах и окружающей действительности. Эта часть умственной деятельности человека призвана воспринимать и понимать действительность на высоком уровне и объективно к ней относиться.

Основоположником современного понятия критического мышления в психологии является древнегреческий философ Сократ (около 469 – 399 до н.э.). Использованный им в обучении способ обсуждения в поиске ответа на вопрос называют «Сократово выспрашивание» или Метод Сократа. Метод Сократа – это форма критического мышления, в котором используется шесть различных типов вопросов, актуален и сегодня, находя свое практическое применение.

1. Что такое критическое мышление

Критическое мышление (англ. critical thinking) – система суждений, которая используется для анализа вещей с критической точки зрения, и событий с формулированием обоснованных выводов, позволяющая выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое. Это способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, включая собственные убеждения.

Под критическим мышлением чаще всего понимают процесс оценки достоверности, точности или ценности чего-либо, способность искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов. Его еще называют логическим или аналитическим мышлением. Критическому мышлению присуща не только строгая логика и последовательность в суждениях, но также и контроль над своими эмоциями и чувствами, умение воздержаться от суждений и выводов при недостаточности оснований.

Один из современных исследователей процесса критического мышления философ Р. Эннис, в качестве основных и наиболее важных диспозиций (установок) идеального критического мыслителя называет следующие:

  • ясно выражаться;
  • искать основания;
  • стараться быть хорошо информированным;
  • искать альтернативы;
  • обладать открытостью ума;
  • воздержаться от суждения при недостаточности оснований и т.п.

Д. Клустер выделяет пять аспектов, отличающих критическое мышление от других типов:

  • Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
  • Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
  • Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
  • Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
  • Критическое мышление есть мышление социальное.

Критическое мышление психологи, философы, писатели, педагоги определяют по-разному. Но суть их состоит в том, что несмотря на то, что различные области обучения и профессиональной деятельности требуют от человека разных типов мышления, критическое мышление всегда дает больше точек зрения и перспектив на один и тот же материал.

Подводя определение понятия «критического мышления» начиная с древних философов и заканчивая современными специалистами психологии, философии, педагогики под единый знаменатель, можно сказать, что критическое мышление – это есть способность человека как индивидуума, имея знания, широкий интеллект, жизненный и профессиональный опыт уметь сомневаться в поступающей информации, в своих убеждениях, уметь мыслить рационально, искать логическую связь между фактами, уметь формулировать свои суждения и аргументы, не принимать все за истину.

Психологи, в их числе и известная американская психолог Дайана Халперн, занимающаяся вопросами развития критического мышления человека, заверяют, что критическое мышление не является врожденной способностью, а значит, его можно развивать. И не просто можно, но и нужно, поскольку способность мыслить критически позволяет человеку выявлять и противостоять попыткам манипулирования, приучает к четкости мысли, структурированности, корректной интерпретации информации.

«Критическое мышление может работать на уровне осведомленности, на уровне аналитических навыков и профессиональном уровне. Последовательное освоение этих уровней помогает рационализации восприятия, делает окружающую действительность не лучше, но чуть понятнее, а предсказуемость – залог психологического комфорта. Критическое мышление не поможет избежать рисков, но поможет их идентифицировать» (Виктор Мутьев, кандидат педагогических наук, доцент СПбГИК).

Умение критически осмысливать поступающую информацию, ориентироваться в большом ее объеме из значительного количества источников, отбрасывать информационной «мусор» в повседневной жизни на уровне осведомленности, позволяет человеку последовательно продолжить далее развивать способность критического мышления в качестве его личностных аналитических навыков и в профессии, на профессиональном уровне.

Полный текст статьи: https://corpinfosys.ru/archive/issue-5/123-2019-5-criticalthinking

Критическое мышление
Критическое мышление