Найти тему

Почему Толстой был женоненавистником?

Лев Толстой известен и своим творчеством, и экстравагантным поведением. Чего только ни наговорил и ни наделал великий писатель за всю жизнь: то обвинял себя в лености и тут же писал огромный роман-эпопею, то отказывался от художественного творчества как от праздного занятия и начинал собственноручно делать сапоги (Фету, кстати, сапоги очень нравились).

Но одним из самых обсуждаемых вопросов стало отношение Толстого к женщинам. Да, у него была верная любящая жена и большая семья из тринадцати детей (пятеро рано умерли). В то же время граф и в личных беседах, и в письмах к сыновьям, и в творчестве нелестно отзывался о роли женщины в обществе.

Автор: Кирилл Сивков, лектор по литературе

Половой вопрос

Возникновение полового вопроса связано с первым болезненным сексуальным опытом Толстого.

Когда граф учился в Казанском университете, братья привели его в бордель. Будущему писателю тогда было всего 16 лет. После произошедшего, если верить самому Толстому, он «стоял у кровати этой женщины и плакал».

Первые дневниковые записи (а дневники он будет вести всю жизнь) тоже связаны с неутолимой страстью графа: тот попал в клинику Казанского университета с венерическим заболеванием. 17 марта 1847 г. граф запишет:

Я получил Гаонарею, понимается, от того, от чего она обыкновенно получается.

Причину заболевания писатель свяжет с «ранним развратом души». Вообще, в этот период дневники Толстого изобилуют размышлениями о греховной природе части и духовной природе целого. Греховную часть нужно подавлять, а целое, наоборот, развивать.

Однако подавлять греховное у Толстого не получается. В дневниках читаем:

«похоть ужасная, доходящая до физической болезни», «шлялся по саду со смутной, сладострастной надеждой поймать кого-то в кусту», «ничто мне так не мешает работать, поэтому решился, где бы то и как бы то ни было, завести на два месяца любовницу», «женщину хочу — ужасно. Хорошую».

Раздирающие душу Толстого противоречия сильны, но он находит способ от них избавиться. Так и возникает брачный вопрос.

Лев Толстой в молодости
Лев Толстой в молодости

Брачный вопрос

Логика Толстого проста: именно в браке можно естественным образом удовлетворять сексуальные потребности и не испытывать при этом мук совести. Писатель начинает брачный проект. Делает он это методично, о чем говорят и его дневники. Каждую потенциальную жену граф подробно описывает, чтобы убедиться в правильности выбора. В итоге взгляд останавливается на юной Софье Берс. Ей на этот период всего лишь 18, а ему — 34.

Их взаимоотношения своеобразны. Чтобы избежать недомолвок в браке, Толстой дает юной наивной девушке прочитать свои дневники. Надо ли говорить, что она была в шоке от увиденного. Позже Софья Андреевна узнала, что граф находился в долгой мучительной связи с замужней крестьянкой Аксиньей Базыкиной. Впоследствии жена Толстого будет ревновать к этой женщине. Ей даже приснятся страшные, жестокие сны, о которых она расскажет в своих дневниках:

Я с ней (Аксиньей) заговорила, и такая меня злость взяла, что я откуда-то достала ее ребеночка и стала рвать его на клочки. И ноги, голову — всё оторвала, а сама в страшном бешенстве.

Софья Андреевна и Лев Толстов
Софья Андреевна и Лев Толстов

Однако пока ни о каком женоненавистничестве речи не идет. Это самое счастливое время для Толстого. Он даже пишет несколько произведений, в которых представлен идеал семьи. Это повести «Семейное счастье», «Утро помещика» и роман «Война и мир». Так, в «Утре помещика» идея о семейном счастье вложена в уста главного героя Нехлюдова:

Я и жена, которую я люблю так, как никто никогда никого не любил на свете, мы всегда живём среди этой спокойной, поэтической деревенской природы, с детьми, у нас есть наша взаимная любовь, любовь к детям, и мы оба знаем, что наше назначение — добро.

А «страшные» изменения в поведении Наташи Ростовой — настоящее семейное счастье. Все мы помним, что героиня «опустилась», перестала заниматься музыкой и пением: «Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка».

Это и есть счастье по Толстому: смысл брака – в продолжении рода. Женщина должна рожать, заботиться о муже и детях. Это первый период творчества Толстого: время семейной идиллии. Отрицание брака появится позднее.

Лев Толстой с семьей
Лев Толстой с семьей

Женщина — это плохо

Перелом в убеждениях Толстого происходит в 1869 г., когда граф отправляется в Пензенскую губернию покупать имение Ильино. По пути он переживает мощную паническую атаку, которую принято называть «арзамасским ужасом». После этого Толстой начинает искать пути преодоления невероятной тоски, мыслей о смерти и разочарования в смысле жизни.

Отрицание брака формируется в этот же период. Толстой начинает рассматривать бракосочетание как оправдание блуда, а женщин — как существ, которые провоцируют блудные побуждения.

Хороший пример — высказывания графа, которые Софья Андреевна фиксирует в своих дневниках:

Он и вчера, и всегда против свободы и так называемой равноправности женщины; вчера же он вдруг высказал, что у женщины, каким бы делом она ни занималась: учительством, медициной, искусством, — у ней одна цель: половая любовь. Как она ее добьется, так все ее занятия летят прахом.

Более того, в своих исканиях Толстой придет к мысли, что сам Христос заповедовал презрение к браку:

Христос не только никогда не устанавливал брака, но уж если отыскивать внешние определения, то скорее отрицал его (“оставь жену и иди за мной”).

Непоследователен Толстой и в воспитании детей. Дочерям он говорит беречь целомудрие и не выходить замуж, а сыновьям — избегать брака, а удовлетворение искать у обычных крестьянок. Об этом вспоминает все та же Софья Андреевна:

Сегодня брат Степа разговаривал с Львом Николаевичем и Сережей. Я вошла — они замолчали. Я спрашиваю: о чем говорили? Они замялись, потом Л. Н. говорит: “Мы говорили о том, что лучшие половые отношения с женщинами — это с простыми крестьянками, но, разумеется, без брака”.

В итоге Толстой вовсе начинает считать свою семейную жизнь ошибкой и замышляет побег из Ясной поляны, который осуществляет в 1910 году. Он умирает в дороге на железнодорожной станции Астапово. Софья Андреевна пытается попасть к мужу, чтобы увидеть его последний раз, но ее к нему не пускают.

-5

А как вы относитесь к Толстому? Обращаете ли вы внимание на биографию писателей, когда изучаете их произведения? И стоит ли разграничивать жизнь автора и его творчество?

Творчество любого писателя нужно рассматривать во временной перспективе, т. к. его позиция по некоторым вопросам может кардинально меняться со временем. Это мы и увидели у Толстого.

Однако существуют писатели, чья биография почти не нашла отражение в их творчестве. Об особенностях анализа произведений разных авторов вы узнаете на нашем 12-часовом курсе «История русской литературы»