Найти в Дзене

Дневник начальника штаба 13-го танкового полка 13-й танковой бригады за октябрь 1941 г.

Продолжение дневника начальника штаба 13-го танкового полка 13-й танковой бригады капитана Александра Андреевича Позднякова. Начало дневника (за сентябрь 1941 г.) здесь

05.10. Прошедшая ночь и день прошли спокойно, вели разведку в направлении Надеждовка, Попасное. Попасное занято пр-ком до 12 танков с приданными противотанковыми орудиями и группа мотоциклистов.

Вечером начальник связи л-нт Мачуловский прибыл с мотоциклом без мотоциклиста, которого убили немецкие разведчики у Надеждовки. В ночь с 5 на 6.10 выехали по старому маршруту снова в Максимовку, где и сосредоточились.

6.10.41. Приводили в порядок материальную часть и оружие, готовились к выполнению задачи. В ночь с 6 на 7.10 выступили (л. 68) в с. Бердянка, где получили боевую задачу, поставленную штабом армии. В 10.00 пошли в атаку со своим мотострелковым б-ном (капитан Панихин). Погода не благоприятствовала, пошел мокрый снег, видимость плохая, но танки действовали очень хорошо, танкисты молодцы. Пехота плоха, отстала и успех танков не закрепила. Потери небольшие, но выведено из строя много танков, очень жаль трех средних танков, дураки подорвали на своих же минах. Экипажи не виноваты в подрывах танков, виновато в этом высшее командование. Потерь только два малых танка сгорели. Вечером отошли в Максимовку, переночевали и рано утром 8.10 въехали в Чернолозки.

8.10 Утром в Чернолозки поставило задачу командование: атаковать группой танков (ком-р лей-т Станиславский) х. Вольный, немецкая мотопехота и м. Кегичевка (л. 69), после чего выйти через Очеретовата на Павловка, Софиевка. Перед х. Вольный со штабом проскочил под минометным огнем, но благополучно. Прибыл в Софиевку и связался вечером с ком-ром полка в совхозе им. Чапаева. С ком-ром, комиссаром решили вернуться в Павловку, где ночевали, связались с соседней бригадой и принялись разыскивать танки. В такой рейд, конечно, не нужно было посылать танки. Это наш третий тур, сделанный полком. Ночевали в Павловке. У Кохановки штаб я переводил через горящий мост, а саперы разбежались, приняли меня за пр-а, вот дураки.

9.10. Послал в три конца разведку - мотоциклистов Катунцева, лей-т Пинчук и политрук Мамонтов. Пинчук совместно с разведчиками 12ТБр встретил у Очеретно (6 км от Павловки западнее), в результате боя накоротке убит офицер, взяты карты топографические, фотоаппарат, блок ноты с записями, взят в плен один ефрейтор, отправлен (л. 70) в штабриг-12. Оставил я себе немецко-русский словарь и очки офицера, фотоаппарат у комиссара, остальные вещи посланы в штарм-6. В 15.00 приехали в Михайловку (малая), где встретили штабриг и свою боевую матчасть. Очень рады мы были с ком-ром полка, встретив свои танки, они хорошо поработали у х. Вольный, уничтожили 20 ПТО, много пулеметных гнезд, уничтожили до 500 чел. пехоты, взяли 9 чел. в плен, взяли 20 велосипедов, разбили несколько машин. Геройски дрался экипаж Станиславского (лей-т ком-р роты), его водитель Купцов привел танк, раненый в ногу, вел танк, управляя одной ногой. Мы его представляем к награде и присвоению звания Героя Сов. Союза. Молодцы. Хорошо дрались экипажи политруков Захарова и Бабенко, лей-та Алимбарова. Нужно сказать, что во время боя 7.10. и 8.10 я наблюдал только (л. 71) хорошие результаты, люди дрались исключительно хорошо. Не было случаев нерешительности, которую мне, командиру и военкому приходилось исправлять в бою 30.9 у Михайловки, Голубовки. Вчера мне понравились командование 12-й ТБр. Чувствуется, что пр-к не проявляет здесь особо активных действий на нашем направлении, а силы у нас здесь небольшие и держать нечем. Сегодня явился Журенков, расцеловал меня первым, а затем командира и комиссара. Говорит: «Я вас считал погибшими». Характерно, когда мы явились, то обрадовалось и командование, в особенности Шварц. А через час опять начали горячку точить, ну и народ странный, ни черта не пойму их, не могут руководить. Вчера я очень рисковал, переводя свой штаб и управление через горящий мост у Кохановки (л. 72), пришлось крепко поругать лей-та Медведева, последний даже людей не высадил из машины, а могли люди с машиной полететь сперва в огонь под мостом, а затем в воду. Ну до чего же есть бестолковые командиры, прямо беда.

10.10. Утром немцы перешли в наступление на участке соседа слева - 270 СД и нашего МСБ, последнему были переданы наши два танка, к-ры лей-ты Алимбаров и Хрисанов, последние хорошо отбили атаку немцев, уничтожили три средних и тяжелых танка, четыре бронемашины, до десяти орудий ПТО, несколько грузовых и спец. машин и уничтожили и рассеяли до двух рот пехоты. Пехота наша действовала нерешительно (бой под Скотоватая). После боя как наша пехота, так и соседи начали с утра отходить сперва на рубеж Олейники - Лесовка за рекой Орель, а затем на рубеж (л. 73) Ниж. Егоревка — Ниж. Плясовая

В Ниж. Плясовая нас с танками и боевой мат. частью пр-к обстрелял арт. и минометным огнем. С наступлением темноты мы с ком-ром штаба и ГЭПом отошли в Мал. Краснопавловка, где остановились на ночлег. Танкам было приказано прикрыть отход и прибыть в Краснопавловку. Танки задержались и, видимо, повлияли на к-ра б-на ст. лей-та, когда какие то представители и они нам часто мешают. Представители особого отдела, что сегодня решили вмешаться, «почему, дескать, вы уходите туда куда не приказано». А приказано было сосредоточиться Тарасовка, которая была занята уже пр-ком, вот интересно получается.

11.10. На ночь с 10 по 11.10. сосредоточились в Мал Краснопавловке, ночь прошла спокойно, утром немцы начали наступление на село и начали обстрел (л. 74), пехота, оказывается, ушла раньше, еще не ночь, и мы остались без мер обеспечения. Пришлось танкам, которые имелись, приказать вести огонь с места, а штаб и какой был транспорт мне пришлось выводить под артогнем и огнем минометов. Разбили вторую рацию, ранены два радиста, остальные машины вывел удачно. Танки утром и за две атаки днем в период с 13 до 18 часов уничтожили 6 средних и тяжелых танков, до 10 грузовых машин с солдатами, 5 орудий, рассеяли до двух рот пр-ка. Молодцы экипажи, действовали отлично в особенности Захаров, Хрисанов. Пехота действовала плохо, ни к черту сволочи, исключая артучилище Днепропетровское, которые воевали хорошо. К исходу дня наша пехота с помощью танков заняли Краснопавловку (большую), а мы с танками отошли в Князево. Сегодня майор Казаков показал свою тактическую неграмотность (л. 75).

12.10. Пр-к обходил Князево справа, поэтому штаб и ГЭП пришлось отвести дальше в Приволье, а вечером обстановка изменилась. 11.10 и пришлось мне возвращать, ночь застала в Егоровке, хотел возвращаться назад в Князево, но ненастная погода, дождь, грязь, темнота не позволили двигаться назад, и решил вернуться в Егоровку. Когда нашел место для ночлега ночью в Егоровке, полетел в ледник метра три глубиной, но удачно: не было ничего внизу жесткого, в противном случае разбился бы, но удачно произошло. Ночевал в Егоровке, обсушился с ребятами и отдохнули.

13.10 Утром рано выехал с Егоровки, дорога очень скверная, идет все время дождь и мокрый снег. 15 км ехал часа три. Теляков и все присутствующие от брюха посмеялись, когда рассказал о своих приключениях (л. 76) ночью и полет в ледник. Приготовленный завтрак был очень вкусным, ибо проголодался, а водку пить я приучился уже хорошо и курю основательно. Прибыло к нам еще пополнение: кроме двух фельдшеров Люси и Нины и прибывшей недавно Шуры из Краснопавловки отставшую Зою привез Теляков. С самого утра мертвая тишина на фронте, это связано с паршивой погодой или другая причина. Ну, эта тишина мне очень не нравится. Начальство наше пообещало отстранить от должности Телякова за посылку одного танка в Краснопавловку. Не знаю или пугают или в самом деле отстранят, ну от этого не легче, хорошо было бы, если их обоих убрали. Плохо со связью, не получаю сам писем и не имею возможности посылать. Ну хорошо хоть видел во сне Нину. Погода целый день плохая, идет снег и сразу растает (л. 77), сыро и холодно. Левая сторона у меня начинает пошаливать, не исключена возможность, что меня туберкулез в эту осень снова свалит

14.10. Утром подмерзла грязь и ехать лучше стало. Но сразу с утра стало растаивать. Тихо, спокойно, слышны отдельные орудийные выстрелы в направлении хут. Широкий и хут. Сталина. Передали, что наши танки (два) немножко погоняли мотопехоту пр-ка перед Большой Краснопавловкой в направлении Малой Краснопавловки. Черт возьми, погода плохая и скучно сидеть. Обидно чертовски, все передают о сдаче городов, прямо не верится о сдаче Орла, Брянска, ведь это говорит о том, что у нас не совсем хорошо с обороной, а я все думал о переходе в наступление считал, что наше главное командование готовит удар хотя бы в одном из направлений. Прибывают новые (л. 78) соединения 49-й, но они не годятся для обороны. А рейды совершать наступательные никто и не думает.

15.10. Продолжаем стоять в Князево, по утром морозы, днем растает. Пр-к нажимает на соседа слева, причем не активничает, подбрасывает силы, а мы ждем чего? Черт знает чего. Послали Пинчука с танком за трофейной рацией, взятой у пр-ка возле Мал. Краснопавловки. И организовали тайную разведку двух мальчуганов в Мал. Краснопавловку.

16.10. Продолжаем отсиживаться в Князево, хотели организовать ночную вылазку в Мал. Краснопавловку, но пока приготовлялись, получили приказ в новый район сосредоточения перейти и как можно быстрей. Примерно в 16.00 я повел штаб и транспорт по маршруту Князево, Рождественское, Егоровка (л. 79), Мечебиловка, Крутая балка, Беспальцево. Район сосредоточения Беспальцево. В связи с тем, что дорога местами была неважна (грязь), пришлось заночевать в на юго-вост. окраине Мечебиловки, а утром рано выехать в Беспальцево. Вчера прибыл новый ком-р бригады, шумный говорят парень, но увидим шум у него с толком или бес толку.

17.10. Прибыли в Беспальцево утром. Вслед за мной через полчаса прибыл и Теляков с танками. Днем за с. Степановку вели кавалеристы бой 28 КД и части 49-й, попросили танки, и Теляков выделил 3 танка средних и один малый. Выбили с Семеновки пр-ка, у танков наших потерь нет, наши танки подбили (уничтожили) два тяжелых танка пр-ка, один средний, 1 ПТО, несколько минометов и пулем. гнезд, человек 50 пехоты. В Беспальцево (л. 80) живут преимущественно немцы, т.е. немецкая колония. Мужчины почти все арестованы, а женщины ждут немцев — здесь гадов много. Я видел немцев культурных, но здесь жуткая грязь и бескультурье.

18.10. Ночь с 17 на 18.10. прошла спокойно, вызывали только к телефону военкома Жильцова, которого ругали за девушек - дураки считают, что мы их возим в своих личных интересах. Днем никуда не выходили, а после обеда прилетел на У-2 со штарма представитель и привез боевой приказ. Приготовились для следования в новый район сосредоточения - Мал. Камышевске. Ночь с 18 на 19.10 прошла спокойно за исключением нескольких вызовов к телефону меня и ком-ра полка. Передали ночью, что до особого распоряжения не выезжать. Наверное (л. 81), что-то намечается, видимо, придется кавалеристам помогать, они все просят от нас помощи.

19.10. Готовились к выступлению в новый район сосредоточения – Мал. Камышеваха, но наш полководец, не знаю по своей ли инициативе или получил приказ свыше, решил организовать наступление в направлении Плахтеевка, Семеновка. Операция была подполковником Земляным подготовлена плохо - поэтому и действия и эффекта такого, которого нужно было ожидать, не получилось. Хорошо действовала группа в составе двух танков под командованием лейтенанта Хрисанова, действиями остальных танков я недоволен. Майор Радкевич действовал вяло, кроме того терял ориентирование. За бой подбито 3 средних танка пр-ка, 5–6 орудий ПТО, несколько пулеметных гнезд и (л. 86) человек 50 пехоты уничтожили. Потерь танков не было. Новый комбриг нерешителен, но криклив бестолку. А все-таки решение на атаку принял, мною предложенное. Вечером много было шуму, все нес (командование полка обвинял, что танки плохо действовали).

20.10. Совершили марш небольшой (10 км) с Беспальцево на Ивановка - Павловка, где переночевали и отправились после ночевки в Малую Камышеваху.

21.10. Утром выступили по маршруту Павловка (Ивановка), Молочный, совхоз Ильичевский, Базелеевка, Мал. Камышеваха. Дорога очень тяжелая (грязь), много пришлось буксовать. Со штабом и ГЭПом к вечеру, т.е. 19.00 добрался в Мал. Камышеваху, где ночевал. Рано утром получил приказание следовать с (л. 86) транспортом и штабом вост. окраине. Боевая матчасть отстала по причине неисправности, КВ последнюю ведут ком-р и комиссар. Очень плохо, что я не могу ничем помочь, нет ни одного трактора Ворошиловец. Ночевал в Мал. Камышевахе и рано утром выехал в г. Изюм.

22.10. Прибыл в г. Изюм, где начали стягивали всю свою матчасть и готовили для сдачи в 142-ю. Хотелось зайти к Иван Акимовичу в г. Изюме, но был очень занят и, видимо, его сейчас в г. Изюм не было, он почти целиком эвакуирован. В городе народ мотается, тащут, кто что нашел.

23.10. Приказано срочно сдать боевую матчасть и часть транспортных машин, и вечером выехали по (л. 87) маршруту Изюм – Гороховатка – Сеньково, ехали ночь и день и не могли добраться до Сеньково, дорога очень трудная (ужасная грязь).

24.10. Целый день следовали по маршруту и на ночь остановились с несколькими машинами хут. Белый, не доезжая 7 км Сеньково. Прибыл сам председатель т. Шаповалов и предложил мясо для бойцов, курей, муку и т.п. Машина легковая, сгорело ферадо, и пришлось с Теляковым следовать на буксире за ремлетучкой.

25.10. Выехали в Сеньково, перешли мост через р Оскол, последний никем не охраняется, остановились в деревне Колесниковка на ночлег. Решил утром ехать в Сватово.

26.10. Выехал с тремя бойцами, старшиной и помощником Пинчуком (л. 88).