Найти в Дзене

Какие навыки нужны для роста и развития медицинского представителя.

Оглавление
Ступени развития навыков медицинского представителя фармацевтической компании
Ступени развития навыков медицинского представителя фармацевтической компании

В далеком 2006 я работал врачом-хирургом в онкоурологическом отделении онкологического диспансера. Однажды в ординаторскую вошли две девушки. Они выглядели потрясающе: одеты в деловом стиле, с отдохнувшими свежими лицами, красивыми сумками и ноутбуком. Смотрелись очень контрастно в сравнении со мной, который после 2-ых суток дежурства и после 3-х часовой операции. Девушки, разложили на обеденном столе вкусности, подготовили для каждого фирменный пакет с материалами и ручками. Одна из них открыла ноутбук и начала презентацию. В течение получаса мы слушали рассказ про антикоагулянт, который мы даже не применяли, потому, что основные назначения делали анестезиологи, но было занятно. Это была моя первая встреча с медицинскими представителями. Тогда я не знал, что примерно через год сам начну овладевать, на тот момент молодой, специальностью и самое интересно, я не сразу понял, что попал в продажи. Осознание пришло лишь на 3-4 месяц работы.

Медицинский представитель – лицо, которое отвечает за продажи, и его главная обязанность заключается в том, чтобы донести до целевой аудитории информацию о фармацевтическом продукте. Согласно статистике, медицинский представитель повышает продажи эффективнее любого вида рекламы. Это связано с тем, что информация воспринимается намного лучше при личном контакте с человеком, у которого есть высшее медицинское/фармацевтическое образование и который способен грамотно рассказать о свойствах и преимуществах препарата. Медицинский представитель это профессия в продажах. Продажи - род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки. Овладение какими навыками сделает вас эффективнее и поможет в продвижении?

[1]

Сегодня постараемся взглянуть шире, чем просто навык эффективного визита, потому что это лишь один (важный) из инструментов работы. Речь пойдет о пирамиде или иерархии навыков медицинского представителя. Пойдем от важного к очень важному и сложному. И эта статья запланирована как обзорная. В дальнейших материалах я раскрою каждую часть подробно.

01 Стандарты компании

Осторожно! Может вызвать растяжение жевательных мышц, потому что уж сильно навевает зевоту. Однако, стандарты - база для того, чтобы понимать дальнейшие возможности и ограничения. В стандарты работы входят все что создает поле в рамках которого предстоит работать. В небольших компаниях это могут быть только должностные инструкции и пара приложений. В крупных организациях это более 100 документов - политик, нюансы которых нужно знать. Точно стоит обратить внимание на то, что непосредственно влияет на деятельность, особенно на развитие: стратегия продвижения, стандарты оценки визитов, критерии карьерной лестницы, KPI и т.д. Главное, читайте то, что подписываете.

02 Навык эффективной организации трудовой деятельности

Эффективная организация трудовой деятельности Источник мема https://clck.ru/bArbx
Эффективная организация трудовой деятельности Источник мема https://clck.ru/bArbx

На самом деле это одна из моих любимых тем: как работать меньше и при этом эффективнее. Эйзенхауэр со своим срочным и важным уже давно в прошлом. Есть гораздо более эффективные системы организации трудовой деятельности. Я бы хотел поделиться тем, какой системой организации пользуюсь в настоящий момент. Система доказала свою эффективность в течение минимум 5 лет. По теории каждая система должна состоять из элементов и обязательно включать системообразующий элемент, который связывает все остальные части, придавая системе характерные для нее свойства. Элементы моей системы организации:

  1. Планирование;
  2. Работа со входящими задачами;
  3. Хранение материалов;

Системообразующим элементом являются регулярные обзоры: еженедельные, месячные, квартальные и годовые.

Планирование

В моем случае годовое, условно стратегическое планирование. Оно приходится на июль, так как я привязываю подведение итогов года как раз к дню своего рождения, а не как принято, к празднованию нового года 31 декабря. Для меня годовое планирование глубиной на 1-2-3 года с максимальным акцентом на следующий год. В процессе планирования я выбираю 1-2 приоритета и формулирую KPI по каждому, добавляю цели и мониторю их на ежемесячной основе. Такая система помогает держать фокус на нужных направлениях и периодически себя возвращать к тому, что запланировал.

Работа со входящими

Мне кажется, что работа в фармацевтических компаниях чем-то схожа с работой в IT индустрии. По крайней мере одним фактором - огромным потоком входящей информации, особенно если работаешь на позиции руководителя. В результате прочтения большого числа книг по эффективности мне удалось вывести свой формат работы со входящим потоком. В данной статье опишу суть, и, если будет интересно, напишите в комментариях. Я разберу подробно и дам ссылки на литературу и видео на Youtube.

В моем случае практически на 90% входящая информация идет через электронную почту, часть же поступает после собраний, встреч с клиентами и сотрудниками. Таким образом я разделяю все потоки на 3 категории: Задачи, Информация и Архив. У меня настроены в Outlook специальные горячие клавиши для того, чтобы превращать письмо в задачу, в информационный материал или в архив. Входящую почту я предпочитаю обрабатывать 1-2 раза в день, при этом папка Входящие - должна быть пустой, т.е. все письма должны быть либо в задачах, либо в архиве, либо в информации. Как же организовать хранение информации?

Хранение информации

Часто бывало такое, что сохраненную информацию долго и упорно не могли найти? У меня бывало. Поэтому пришлось организоваться. В моей системе хранения есть следующие элементы:

  1. Информационные письма - они хранятся либо в специально созданной папке в Outlook, либо как сохраненный файл в папке ноутбука. Я выделяю особенно важные письма и остальные (чисто субъективно). Первые храню в папке Important, остальные в Information.
  2. Файлы - в этом случае классические категории Личное и Рабочее. Каждая папка имеет подкатегории, например Рабочая: KOLs, KPI, Команда, Проекты и т.д.
  3. Информация по проектам - я использую для организации проектов Notion. Проекты организованы в категории.

03 Навык управления территорией и клиентами

На мой взгляд, именно навык управления территорией и клиентами чаcто провисает у сотрудника. Поэтому даже, если проведение визита на хорошем уровне, но сами визиты выполнены не к тем клиентам, результат мы получаем намного ниже, чем могли бы. Если коротко, то корректное профилирование и сегментация клиентов лежат в основе принятия решений по территории: к кому ходить, когда и как часто. Именно правильная частота взаимодействия (кратность) по статистике влияет на mindset клиента и позитивно на динамику рекомендаций. Обратите внимание на материал: Territtory management: краткое руководство как сотруднику фармкомпании самостоятельно провести анализ своей территории. Действительно пошаговая инструкция о том, как понять что происходит на территории и на чем стоит сконцентрироваться в первую очередь. Важно, чтобы действия были максимально осознаны, чтобы вы имели ответ на вопросы: для чего я делаю именно это?

04 Навык проведения индивидуального визита

Эффективный визит медицинского представителя
Эффективный визит медицинского представителя

Любимая тема для тренеров. Все проходили не один тренинг, однако, даже сотрудники, работающие много лет в компании часто делают ошибки. Это странно. Казалось бы, есть этапы визита, просто выполняй их и будет счастье. Но нет, менеджеры на совместных визитах чем-то недовольны и всегда есть комментарии и рекомендации.

Для чего фармацевтической компании вообще требуется отправлять медицинского представителя непосредственно к клиенту? Почему не e-mail или звонок, почему не изощренный таргет, или просто приглашение на вебинар или офлайн конференцию? По одной простой причине: человеческое общение остается в настоящий момент более эффективным средством продвижения, чем что-то другое...., хотя “Зима близко”. Какую цель преследует face to face визит? Конечно, изменение практики клиента в нужную для компании сторону и как следствие увеличение рекомендаций. Если медицинский представитель добился изменения практики и усилил позиции бренда в mindset клиента - этот визит можно считать Результативным - есть конкретный результат в виде согласия рекомендовать и/или увеличить рекомендации. Если медицинский представитель выполнил все этапы визита, принятые в компании и сделал их с высоким баллом (как правило критерии оценки в баллах) то можно сказать, что визит был Эффективным, т.е. с минимальными затратами ресурса. Эффективность означает делать что-то «правильно». Эффективный визит не всегда равно Результативный. Основная идея в том, что выполняя визит эффективно медицинский представитель сильно повышает свои шансы на результат.

Если сгруппировать все, что необходимо для эффективного и результативного визита, то получается 3 основных блока: бизнес, знания, навыки. Блок бизнес - это про развитие клиентов, понимание потенциала, цели. Знания - это медицинская, маркетинговая часть. Навыки это классические этапы визита.

05 Навык организации и проведения мероприятий

Вторым по частоте и важности каналом коммуникации с профессиональной аудиторией являются массовые мероприятия: онлайн или офлайн конференции, мастер-классы, семинары (как частный случай локальных мероприятий это фарм кружки и выступление на планерках в ЛПУ). Ключевой вопрос в организации и проведении мероприятий - как определить на какую тему провести мероприятие? На собеседовании часто слышу ответ, что-то типа: “что интересно аудитории”. Это вполне имеет право на жизни, однако помните, что мероприятие - это инструмент бизнес коммуникации и при принятии решения на первом месте должны стоять бизнес задачи. Например, увеличить долю бренда, если она показывает негативную динамику или наоборот поддержать позитивный тренд. Самое основное - это осознанное понимание для чего мы проводим то или иное мероприятие.

Одной из основных метрик эффективности проведенного мероприятия является явка. Вот с этим часто бывают проблемы. Ниже приведу несколько распространенных способов приглашения на мерпориятия, а подробно об этом мы поговорим в отдельном материале. Способы пригласить клиента на мероприятие:

  1. Лично на визите с распечатанным приглашением (с QR кодом для онлайн регистрации) и регистрацией клиента непосредственно на визите;
  2. Индивидуальная рассылка SMS и в мессенджерах;
  3. Рассылка сообщений в профессиональные группы в мессенджерах;
  4. Рассылка e-mail
  5. Рассылка видео приглашений от лидеров мнения;

Если есть еще способы, пишите в комментариях, будет полезно.

06 Навык управления проектами

-4

Управление проектами - серьезная дисциплина, которую в школах MBA изучают не один месяц. Мы же приоткроем лишь завесу, чтобы посмотреть что такое проект и для чего он нужен, что является важным в проекте и как его можно оформить.

Проект можно охарактеризовать как совокупность действий, которые ограничены во времени и направленны на решение конкретной проблемы или достижение конкретной цели. Результат проекта часто является непредсказуемым, но предполагаемым. Если мы предполагаем проект, то это всегда:

  1. Ограничение по времени: есть точка начала и точка завершения;
  2. Временная система, т.е. проект не повторяется циклически;
  3. Требует ресурсов: временных, финансовых, любых других;

Ведение и реализация проекта рассматривается как один из обязательных элементов продвижения внутри компании. Если у вас еще нет проекта, но вы хотите продвижения - повод задуматься. Реализованный проект - это осознанно проведенные действия, которые описаны и оцифрованы. Именно оцифровка предполагаемого результата является важнейшим элементом составления проекта. Да, и, конечно, правильно оформленный в формате презентации проект помогает согласовать дополнительный или вообще привлечь бюджет в проект. О том как правильно оформить проект и ключевые слайды обсудим в соответствующем материале.

07 Навык наставничества и межкомандного взаимодействия

Я объединил наставничество и навык построения межкоманного (кроссфункционального) взаимодействия на верхушке иерархии, поскольку, на мой взгляд, они являются наиболее продвинутыми для позиции медицинского представителя.

Наставничество близко к управленческой компетенции, которая является основной для руководителя. Именно наставничество это тестер работы руководителя, который дает возможность “попробовать на вкус” то, чем занимается региональный менеджер. Естественно, я говорю не просто о технической помощи новичку, а о полноценном наставничестве в медицинской, навыковой части, с зафиксированными целями для 3-х сторон: между региональным менеджером, новичком и сотрудником, которого определили в наставники. Опыт наставничества является необходимой ступенью для дальнейшего движения, поскольку именно тут можно пробовать производить результат не только своими руками, но и руками другого человека. Как составить план наставничества я покажу в следующей статье.

Межкомандное взаимодействие - отличная возможность шире смотреть на возможности добиваться результата. Самый простой пример: предстоит лонч нового продукта, вы работаете на врачебном продвижении и в базе клиентов аптеки не предусмотрены. Но если товара не будет в наличии в аптеках, работа на визитах по-сути пройдет в холостую. Есть несколько вариантов:

  1. Продолжить посещать врачей и надеяться, что с аптеками разберется региональный менеджер;
  2. Выйти к региональному менеджеру со списком аптек своей территории, где в первую очередь должен быть представлен новый продукт;
  3. Самому посетить аптеки и добиться заказа нового продукта по своей территории;
  4. Стать инициатором формирования списка аптек всего региона, в которых нужно обеспечить наличие нового продукта, выйти к региональному менеджеру уже с готовым списком и просьбой организовать встречу с коллегами из аптечного направления и т.д.

Основная идея в том, чтобы видеть возможности, где можно задействовать ресурс межкомандного взаимодействия и получить больший результат с меньшими усилиями.

Таким образом мы с вами по касательной прошли по 7 основным ступеням иерархии навыков медицинского представителя. Безусловно, каждая ступень заслуживает не то, что отдельной статьи, но целой книги и даже больше. Если для вас материал полезен и вы хотите читать новые статьи первым, подпишитесь на канал Записки региоанала Big фармы. Будет много интересного и полезного.

До встречи.