Найти в Дзене

Поговорим о главах: зачем они нужны, какой размер предпочтительнее и как делить текст

Оглавление

Вопросы рубрикации, то есть деления текста на главы, части, книги — это личное дело автора. Никаких жёстких требований здесь нет даже в отношении научных монографий, не говоря уж о художественных книгах. Встречаются книги, где никаких глав вообще нет, а есть 2–3 части, а то вообще какие-нибудь «песни» или «сказания».

Однако можно говорить о том, как нужно, а можно — о том, как лучше. Вот о том, как лучше, мы сегодня и поговорим.

Зачем в тексте главы

Главы можно рассматривать как структурные единицы текста, на основании которых проще строить композицию, определять этапы развития сюжета и приключения героев. Деление текста на главы помогает автору выстроить линейное повествование. Конечно, сюжет может быть и нелинейный, многоплановый, с разными героями. Но текст-то всё равно приходится выстраивать последовательно, то есть линейно. Вот здесь деление на главы очень помогает переходить от одной сюжетной линии к другой, от одного героя к другому, смена локаций тоже проще, если текст делится на главы. Например, поставить точку в главе, описывающей мирную жизнь дворянского поместья, а следующую главу начать с описания вражеского лагеря.

С главами удобно работать, так как они помогают автору понять перспективы развития сюжета, переходы от одного эпизода к другому. И вообще, в конце главы можно просто оставить героя на распутье, в безвыходной ситуации, подвешенным на краю обрыва и спокойно перейти к рассказу о действиях другого персонажа, а тем временем обдумать, как вытащить подвешенного героя из этой…э-э-э ситуации, в которую сам же автор его и загнал.

Книжные скульптуры Джоди Харви-Браун
Книжные скульптуры Джоди Харви-Браун

Читателю главы помогают ориентироваться в тексте и поддерживают интерес к повествованию, особенно если автор умело пользуется приёмом с экзотическим названием «клиффхэнгер». К тому же сплошное полотно неразделённого текста утомляет и вызывает ощущение монотонности.

То есть польза от глав, несомненно, есть и для авторов, и для читателей.

Поглавная организация текста

Если вы выбрали для своего текста деление на главы, то сто́ит понять, как в этих главах должен быть организован текст. Потому что деление это хоть и необязательное, но далеко не произвольное.

Любое прозаическое произведение представляет собой единство дискретности и непрерывности. С одной стороны, это единое, цельное повествование, а с другой — оно дробится на отдельные эпизоды, которые складываются в главы, главы, иной раз, объединяются в части и т. д.

Каждая глава имеет свою композицию – завязку, кульминацию и развязку, которая одновременно является переходным мостиком к другой главе. Поэтому, например, можно кратко пересказать содержание главы так же, как мы можем пересказать содержание всей книги.

Главы состоят из нескольких эпизодов (сцен). Они тоже относительно самостоятельны. Эпизод – это отдельное происшествие, событие. В каждом эпизоде можно даже выделить основную идею и такую же, как в целом романе, трёхчастную структуру (завязка, кульминация, развязка). Подробнее об эпизодах можно почитать в другой статье.

В главе обычно 2–4 эпизода, которые связаны друг с другом единством места, времени, героев, и раскрывают сюжетную часть главы. Например, глава посвящена приезду в поместье неожиданного и не слишком желанного гостя. Первый эпизод — известие о приезде. Обитатели поместья узнают о госте, обсуждают его приезд друг с другом, высказывают предположения о причинах визита и т. д. Второй эпизод — знакомство с гостем. Описание приезжего, его поведение, его действия в отношении обитателей поместья, становится ясна цель визита. Третий эпизод действия обитателей поместья в зависимости от цели визита. Например, девушка узнает, что её приехал сватать друг нехорошего человека, а родители не могут ему отказать. И девушка сбегает.

Книжные скульптуры Сью Блэквелл
Книжные скульптуры Сью Блэквелл

Следовательно, главы должны быть организованы так, чтобы не нарушать цельность текста. Иногда автор чередует главы, посвящая их разным героям. Такой приём имеет право на существование, но требует от автора мастерства и умение выдержать стиль, логику и цельность повествования в рамках каждой из линий. Это не всегда удаётся, особенно если повествование от первого лица разных персонажей. Увы, но нередко, такие главы написаны одинаково без учёта индивидуальных и гендерных особенностей разных героев. Поэтому такой приём сто́ит использовать с осторожностью, тщательно продумывая, как передать характеры разных героев.

Размер глав

Чётких требований к размеру глав тоже нигде нет. Он зависит от объёма текста и от динамики сюжета. Правда, важно не разрывать эпизод. Он должен заканчиваться с завершением главы. И предпочтительнее, чтобы главы были примерно одинаковые по размеру. Конечно, не точно по количеству слов, но всё же.

Книжные скульптуры Сью Блэквелл
Книжные скульптуры Сью Блэквелл

Я бы советовала для текста объёмом в 10–15 авторских придерживаться объёма глав где-то 10–20 тыс. знаков. Меньше размер неудобен для автора, так как возникнут проблемы с делением текста. А произвольно по количеству знаков это лучше не делать. Всё же глава, как я уже написала, требует завершённости, цельности.

И ещё. Проблемы с делением текста на главы, как правило, возникают у тех авторов, которые предпочитают писать без плана. Хорошо составленный и проработанный план, по сути, и есть поглавник и поэпизодник. Кроме всего прочего, он позволяет примерно представить объём будущего произведения.

Возможно вам будут интересны и другие статьи на близкую тему.

"Что такое текст"

"Когерентность и связность текста

"Техника монтажа в художественном тексте"