Нефть и философия редко смешиваются. Но когда Дэвид Файф из издательства Argus Media называет квоты на добычу, установленные Организацией стран—экспортеров нефти (ОПЕК) и ее союзниками, “платоническим идеалом” — скорее теоретической моделью, чем практическим руководством, - он отражает чувство неуверенности в себе, которое сейчас охватывает энергетические рынки. Каждый месяц, начиная с июля, группа соглашалась увеличивать добычу на 400 000 баррелей в сутки (баррелей в сутки). Но эксперты не могут определить, слишком ли это мало или слишком много — и много ли вообще значит цель.
Последнее заседание картеля, 2 февраля, состоялось на фоне возросших опасений по поводу российского вторжения в Украину (Россия, второй по величине экспортер нефти в мире, является членом картеля Exxon, известного как ОПЕК+). Всего за неделю до этого цена барреля нефти марки Brent поднялась выше 90 долларов, самого высокого уровня за последние семь лет. Альянс пообещал снова увеличить объем производства на обычную величину. Это немного успокоило рынки. Вопрос в том, что будет дальше.
Многие аналитики с Уолл-стрит повысили свои прогнозы цен на нефть на этот год выше 100 долларов за баррель. Война в Украине, говорят они, может подтолкнуть его значительно выше 120 долларов. Конфликт, вероятно, физически не нарушил бы снабжение. В отличие от газа, который она поставляет в страны ЕС по трубопроводам, Россия в основном экспортирует нефть морским путем. Вместо этого страх перед потенциальными санкциями в отношении торговли может привести к росту цен.
Если отбросить геополитику, то бычий аргумент основывается на растущем спросе. Международное энергетическое агентство считает, что потребление нефти вырастет с нынешнего уровня примерно 97 млн баррелей в сутки до 100 млн баррелей в сутки — возвращение к докризисным уровням — к концу года, даже до того, как мировая авиация полностью восстановится. Дэмиен Курвалин из банка Goldman Sachs говорит, что потребители, переходящие с газа на нефть (цены на которую в Европе были высокими), возможно, увеличили спрос до 1 млн баррелей в сутки, что привело к “критически низкому уровню запасов”.
С поставками тоже туго. Пол Шелдон из s&p Global Platts, компании, занимающейся обработкой данных, считает, что мировые резервные производственные мощности составляют всего около 2,6 млн баррелей в сутки. И на обещания ОПЕК+ нельзя рассчитывать. Многие участники изо всех сил пытались увеличить объем производства как из-за недостаточных инвестиций, так и из-за узких мест, связанных с ковидом. Исследовательская фирма Bloombergnef отмечает, что в декабре клуб производил на 747 000 баррелей в день меньше, чем позволяли его квоты.
Дело медведя основывается на терпении, восстановлении Персии и пермском буме. Если российский экспорт не будет прекращен, то влияние геополитической напряженности должно ослабнуть к лету. К тому времени Америка, вероятно, повысит процентные ставки, снизит экономический рост и спрос на нефть — как раз в тот момент, когда на рынок поступит дополнительное предложение от ОПЕК+. Возобновление ядерной сделки Ирана, тем временем, выглядит более вероятным, чем в любой момент с 2017 года, когда она была разорвана. Связанная с этим отмена санкций может привести к высвобождению еще 1 млн баррелей в сутки.
Настоящая дикая карта - это сланец. До 2014 года, когда ОПЕК организовала обвал цен на нефть, сланцевые бурильщики привлекали дешевое финансирование для увеличения добычи, превращая Америку в крупнейшего в мире производителя нефти. Но инвесторы, которые в дальнейшем потеряли, возможно, 300 миллиардов долларов, теперь требуют высокой прибыли.
Нефтяные боссы говорили о строгой дисциплине капитала. И все же высокие цены трудно удержать. Компания Baker Hughes, занимающаяся нефтяными услугами, в конце января насчитала 610 активных буровых установок в Америке, что на 226 больше, чем год назад. bnef прогнозирует, что добыча в Пермском бассейне может вырасти на целых 1 млн баррелей в сутки к концу 2023 года; крупный нефтяной концерн ExxonMobil планирует увеличить добычу там на четверть в этом году. Как любят говорить философы энергетики, лучшее лекарство от высоких цен - это высокие цены.