Найти в Дзене
Huston Dymaniac

Логика бытия Гегеля

Оглавление

Логика, по Гегелю, берет свое начало с понятийной системы и характеристики абстрактных категорий бытия. То есть, существует некий предмет, исключив в начальном этапе все определения которого, можно констатировать, что он существует. Таким образом, отправная точка всех логических конструкций и категорий является чистое бытие. Которое, как уже говорилось, изначально лишено любых определений, фактически являя собой абсолютною отвлеченность, которая в таком случае, может быть приравнена к чистому ничто, так как у данного предмета, точно так же отсутствуют определения. Истина же бытия заключается во взаимном переходе из одного состояния в другое[1].

Результатом становления является наличное бытие с некой определенностью, конечное и ограниченное, которое подразумевает качество. Качество есть внутренняя определенность, которое «едино с бытием». При этом, Гегель четко проводил разделение между «качеством» м «свойством» вещи. Своим существованием вещь обязана качеству, теряя которое оно больше не может являться сама собой. Свойства же пусть и являются некой характеристикой вещи, но потеря их не приводит к прекращению существования. Так, лиственное дерево может потерять какое-то свое свойство, например, осенью у него опадут листья. Но при этом, оно все равно будет оставаться деревом.

Rudalle, "Логика"
Rudalle, "Логика"

Категории качества Гегель приводит как для-себя-бытие. Категории же он разделяет на отталкивания и притяжения. И через данную сентенцию, философ выводит еще одну категорию — категорию количества.

Количество — есть внешняя для бытия определенность, при изменении которой (не выходя за определенные рамки) не происходит изменение качества.

По аналогии с предыдущим примером, дерево будет деревом независимо от его размера, количества ветвей и прочего.

Разобравшись с определениями количества и качества, Гегель начал изучать их в качестве взаимопроникающих противоположностей. В результате приходит к выводу, что любое качество имеет количественную характеристику, а любое количество имеет качественную характеристику[2].

В результате чего, следует логическая конструкция о создании единства количества и качества еще одного элемента — меры. Так, мера имеется у всех без исключения, как предметов, так и явлений. Наибольшее выражение она нашла в природных явлениях и вещах.

Вот три категории, которые являются основополагающими учения о бытии Гегеля. Выявляется их взаимосвязь, например, количественные изменения приведут к изменениям качества, и наоборот. Такой переход имеет скачкообразный характер, при этом следует понимать, что процесс меры, может влиять как на переход количества в качество, так и изменением количества. Это явление Гегель характеризовал, как узловую линию отношений меры[3].

Философ замечал, что «всякое рождение и всякая смерть вместо того, чтобы быть продолжающейся постепенностью, есть, наоборот, перерыв такой постепенности и скачок из количественного изменения в качественное»[4]. Так же Гегель приводил примеры для понимания перехода количественных изменений в качественные: «Так, например, степень температуры воды сначала не оказывает никакого влияния на ее капельно-жидкое состояние, но затем при возрастании или уменьшении температуры достигается точка, на которой это состояние сцепления качественно изменяется, и вода переходит, с одной стороны, в пар, с другой, - в лед».При этом он точно так же приводил примеры обратного процесса: «Эти два перехода от качества к определенному количеству и от последнего опять обратно к качеству, могут быть представлены как бесконечный прогресс, как самоотрицание и самовосстановление меры в безмерном».

Эти три атрибута: качество, количество, мера, по мысли Гегеля являются основными в взаимопереходе от бытия к сущности.

[1] Нерсесянц В. С. Гегель: Монография / В.С. Нерсесянц. - 2-e изд. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012.

[2] Мотрошилова Н. В. Путь Гегеля к «Науке логики»: Формирование принципов системности и историзма. -М., 1984.

[3] Торубарова Т.В. Метафизика как логика // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 2 (64).

[4] Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 1.