Найти тему
Давид Цитин

Как воевал генерал, получивший звание в 27 лет, и ставший первым Дважды Героем Советского Союза

Оглавление

Звание Героя Советского Союза было учреждено в 1934 году, как почётное звание за совершенныё подвиг во время войны или в мирный период. Первоначально предполагалось присваивать звание один раз одному человеку, как это сейчас делается в современной России. Но после начала индустриализации, страна стала очень быстро развиваться, граждане стали проявлять себя во всех областях жизнь, будь-то наука, сельское хозяйство, рекорды по добыче угля, по беспосадочным перелётам и так далее. Именно лётчики стали первыми Героями Советского Союза, знаменитые "челюскинцы". Первыми дважды Героями также стали лётчики - Григорий Кравченко и Сергей Грицевич. Если второй трагически погиб ещё до войны, оставшись в звании майора, то Кравченко стал генералом в 27 лет и сражался в Великой Отечественной войне.

Юный лётчик

Григорий Пантелеевич Кравченко родился 12 октября 1912 года в Екатеринославской губернии. Он рос в большой и бедной крестьянской семье. В 1914 году семья переехала в Казахстан, а после начала Первой Мировой войны, главу семейства призвали в армию. Вернулся он в 1917 году инвалидом. В 1923 году Кравченко вновь переезжают, но уже в Челябинскую губернию. Семья еле-еле сводила концы с концами и поэтому Григория отдали в интернат, где он получал бесплатное образование и бесплатно питался.

В 1930 году он поступил в Пермский техникум, который вскоре был переведён в Москву. Григорий год проучился в столице и был призван в Красную Армию. В 1931 году состоялся IX съезд ВЛКСМ, на котором было произнесено воззвание вступать в авиацию. Кравченко сразу же подал заявление и перевёлся в авиацию. Его направили обучаться в Качинскую военную авиационную школу, из которой в следующие годы будет выпущено 352 Героя Советского Союза и свыше 200 генералов. В 1932 году Кравченко окончил школу и остался в ней в качестве лётчика-инструктора. В 1933 году начинает службу в истребительно-авиационном батальоне и осваивает И-4 и И-5. С 1934 служит в 116-й истребительной эскадрильи лётчиком-испытателем. Кравченко летает на новейших машинах и выявляет их недостатки, испытывает динамореактивные пушки конструкции Курческого. В 1938 года Кравченко, будучи в звании старлея, тайно участвует в Японо-Китайской войне на стороне последних.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

За несколько месяцев поднебесной он одержал 10 побед, был сбит и сутки пробирался на свой аэродром. В конце года повышен до майора. 22 февраля Кравченко присвоили звание Героя Советского Союза. 2 июня 1939 года Кравченко прибыл в 22-й авиаполк, в Монголию, где шли бои против японских милитаристов. После гибели командира и его заместителя, Кравченко был назначен командовать полком. Майор лично сбил 3 самолёта и ещё 4 в группе, а его полк уничтожил свыше 100 машин врага и очень хорошо проявил себя. 29 августа Кравченко стал первым дважды Героем Советского Союза, вместе с Грицевцом. 14 сентября Кравченко прибыл в Киевски военный округ и участвовал в западном походе РККА. 4 ноября впервые вручались "Золотые звезды" Героев, до этого выдавали грамоты, и Калинин вручил Кравченко самому первому новые награды.

29 ноября 1939 года был повышен до полковника, 1 февраля 1940 года до комбрига, а 11 апреля стал комдивом. Во время советско-финской войны командовал Особой авиагруппой, задачей которой было бомбить финские суда и порты. 4 июня 1940 года Кравченко был переаттестован в генерал-лейтенанта авиации, таким образом, став генералом в 27 лет. В ноябре 1940 года стал слушателем в Академии Генерального штаба, а в марте 1941 года 64-й авиационной дивизии в Киевском военном округе.

Участие в Великой Отечественной войне

Великую Отечественную войну встретил в той же должности и в том же звании. 22 июня большая часть авиации Западного фронта было уничтожено, преимущественно на земле. 11-й смешанной авиадивизии не повезло больше всех, всё её командование погибло или застрелилось в первые два дня войны. Кравченко был назначен командовать этой дивизией, вернее её остатками. Ему удалось сохранить выжившие самолёты и даже усилить соединение.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

В июле-августе Кравченко руководил дивизией во время Смоленского сражения. 22 ноября назначен командовать ВВС 3-й армии Брянского фронта. В мае 1942 года сформировал 215-ю авиационную дивизию, вместе с которой участвовал в боях на Калининском фронте, а с явнаря 1943 года на Волховском. Кравченко, будучи молодым командиром, не утратил юношеского запала и сам не редко совершал разведывательные и боевые вылеты. Во время одного из таких 23 февраля 1943 года, Кравченко в группе из 8 Ла-5 поднялся в небо. Через час начался бой с немецкими самолётами, имевшими 4-кратный перевес. Кравченко подбил один самолёт и ещё сбил "Фокке-вульф" , однако в ту же минуту его Ла-5 был повреждён "Мессершмидтом-109".

Перелетев через линию фронта, генерал вёл самолёт до конца к аэродрому, но когда падение стало неизбежным, он покинул самолёт. Его парашют был повреждён осколком и не смог раскрыться полностью. Генерала упал в расположении 24-й батареи 2-й ударной армии. Его подобрали два лейтенанта и оказали первую помощь. Не приходя в сознание, спустя 1.5 часа Кравченко скончался. Из той битвы вернулось всего 5 Ла-5 из 9. Всего Кравченко за несколько десятков боёв одержал 4 победы лично и 3 в группе.