Найти тему
Мяч!Медиа

AMINAZINE: познакомьтесь с особенными художниками

Оглавление

Ментальные расстройства – не преграда для творчества и таланта. Особенные художники вдохновляются каталогами супермаркетов и дальней любовью – и создают прекрасные арт-объекты, которые хранятся у Ника Кейва, Эмира Кустурицы, Бориса Гребенщикова и других коллекционеров. Проект AMINAZINE рассмотрел в деталях автор Мяч!Медиа Тео Омский.

Проект AMINAZINE ярко заявил о себе в 2021 году на одной из ярмарок современного искусства, которые проводятся несколько раз в год на базе московского центра современного искусства “Винзавод”. В просторном зале среди многих и многих художников, которые продавали картины, керамику и фото, стоял узкий стол, заваленный зинами.

Зин, или фензин – небольшая книжечка, как правило ручной работы, выпущенная ограниченным тиражом. На заре своего появления в конце 80-х в США, зины были посвящены андеграундным музыкантам, чаще всего – представителям рок или хип-хоп сцены. Поэтому они так и называются – fanzine – сокращение от fan magazin, буквально “фанатский журнал”. Но современные фензины – чаще всего произведения искусства, в которых художники и фотографы знакомят зрителя со своим творчеством.

Книжечки, лежащие на столе в зале “Винзавода”, были очень разными: маленькие и большие, яркие и чёрно-белые. Но у всех – отличное качество печати, переплёты, картонные ламинированные обложки. Что за богатый художник заказал такое исполнение? Девушка, хозяйка стола, оживлённо разговаривала с гостем выставки, мужчиной средних лет, который с интересом листал один из зинов:

– Там настоящая история любви, вы понимаете. Его возлюбленная, Катя Верёвкина – обычная женщина около 40 лет. Она живёт на другом конце Петербурга, и видеться они не могут. Но это не мешает ему о ней помнить, любить – и писать письма. А мы эти письма собрали в одно произведение…

– А вот этот? – мужчина взмахнул книжкой, которую рассматривал.

– О, это наш другой художник, двадцатилетний, – обрадовалась девушка, – Не такая легенда, как Зойка… Зойка, кстати, у нас тоже есть…

– Я хочу купить, – мужчина закрыл книжку и впился в обложку глазами. Рисунок на обложке был выполнен в виртуозной технике графичного скетча.

Девушка погрустнела:

– Не продаётся. Всё здесь выложено по одному экземпляру. Мы привезли их показать – на дополнительные тиражи у нас пока нет денег.

Мужчина с явной неохотой положил на стол зин. И ушёл.

Оказалось, что все зины, представленные на столе, принадлежат тридцати художникам из проекта AMINAZINE, запущенного на базе объединения “Новые городские художники”. Оно находится в Санкт-Петербурге, но порой приезжает в Москву.

"Новые городские" появились в 2018 году. Проект молодой, но уже небезызвестный:  работы его участников хранятся в частных коллекциях Ника Кейва, Эмира Кустурицы, Бориса Гребенщикова и многих других собирателей современного искусства.

Художники проекта – самые разные, среди них есть счастливые и несчастные, те, кто объездил полмира и те, кто никогда не покидал Санкт-Петербурга, любители абстракции и текста, фанаты аморфности и чётких линий, монохрома и ярких цветов… Но общее у них одно. Они все – художники–аутсайдеры. Люди с ментальными особенностями, которые  живут в специальных учреждениях и практически изолированы от общества.

Хозяйка стола и представительница объединения, которую, как оказалось, зовут Евгения, рассказала, что за созданием каждого из зинов стоит особенная история. И жизнь художников, которая на первый взгляд должна быть скучной, полна драматизма и эмоций, побед и поражений, путешествий в яркую фантазию и сражения с жестокой и серой реальностью.

Вот несколько их историй. И работ.

История Первая. Игорь Литвиненко и Катя Верёвкина

Игорь – музыкант, художник и путешественник, ему около сорока лет.  Несмотря на творческую жизнь, он чувствует себя простым Несчастным Человеком. Игорь влюблён: его возлюбленная – ровесница Катя Верёвкина, которая живёт на окраине города. Выходить из дома и путешествовать самостоятельно Кате нельзя – из-за ментальных особенностей. Игорь каждый день пишет ей письма, дополняя их простыми милыми рисунками. В зине собраны воспоминания Игоря о том, как они с Катей познакомились, что их объединяет, почему они должны быть вместе. Это очень трогательный чёрно-белый дневник.

Игорь Литвиненко, обложка фензина о Кате / www.newcityartists.com
Игорь Литвиненко, обложка фензина о Кате / www.newcityartists.com

История Вторая. Демьян Печейко и Энди Уорхол

Демьян Печейко не слышит и не говорит, но рисует так, что критики и посетители выставок при взгляде на его работы обязательно вспоминают короля поп-арта художника Энди Уорхола. Если Уорхол прославил суп в банке “Кэмпбелл”, нарисовав его ярко и заметно, то Демьян любит русские бренды: у него на рисунках можно увидеть “Доместос” и пачку соды. Это его работы оценили Ник Кейв и Эмир Кустурица, купив их для своих коллекций.

Демьян Печейко, «Пищевая сода» / www.newcityartists.com
Демьян Печейко, «Пищевая сода» / www.newcityartists.com

История Третья. Zагадочная ZOIKA

– Кто такая ZOIKA – это главный вопрос, который нам задают на выставках, – улыбается Евгения. – Это негласный лидер объединения “Новых городских художников”.

О ZOIKA известно немногое – она не умеет читать и писать, но это не мешает ей обожать текст и использовать буквы как элементы именно рисунка. Как символы, которые в первую очередь визуально красивы, а не информационно насыщены.

ZOIKA выступила с большой персональной выставкой в Петербурге на площадке Namegallery в 2020 году, а через год город уже пил кофе из стаканов с картинками художницы: коллаборация с сетью пекарен «ЦЕХ85» сделала художницу заметной среди всех жителей города.

Тем, кто разбирается в искусстве, работы художницы напоминают граффити и полотна известного уличного художника Кирилла Кто. Вот только Кирилл работает с буквами на уровне смысла, а ZOIKA – интуитивно.

Зины для проекта AMINAZINE были созданы художницей после того, как она изучила каталоги продуктовых магазинов и была вдохновлена шрифтами оттуда.

ZOIKA, фрагмент фензина/ www.newcityartists.com
ZOIKA, фрагмент фензина/ www.newcityartists.com

История Четвёртая. Василий Копытцев и азбука не для детей

Тот самый молодой художник, столь сильно заинтересовавший одного из гостей выставки. Василий Копытцев создаёт комиксы несмываемой тушью, иллюстрирует и пишет рассказы и романы. Он разработал свой собственный язык, напоминающий иероглифы. Вася родился и вырос в Тольятти, но учится в Санкт-Петербурге. Он вдохновляется музыкой групп Judas Priest, Pink Floyd и Лёд_9. И романами – "МЫ" Е.И.Замятина, "Автостопом по галактике", "Сирены титана","Колыбель для кошки" К.Воннегута. Ещё Вася любит стихи и пьесы В.В.Маяковского. Для проекта AMINAZINE художник создал два зина. "Петля Затянулась" - это зин-монолог, который рассказывает о долгой депрессии, отравлении и нейротоксичном штамме гриппа. Заболевания подкосили здоровье Васи, в том числе, ментальное –  его мышление стало дробным и несвязным.

Второй зин, тот самый, что вертел в руках и хотел купить гость выставки – "Тлаафвитный Зин". Это азбука странных людей и странных слов, переживших или переживающих трудный период жизни и состояния. Впечатляющи портреты Ангедонии, Биполярки и Циркови – сочетанием графики, цвета, света и теней.

Василий Копытцев, «Тлаафвитный Зин», фрагмент /www.newcityartists.com
Василий Копытцев, «Тлаафвитный Зин», фрагмент /www.newcityartists.com

История Пятая. Виталий Чистяков и прогулки по городу

Каждый день Виталий проезжает на общественном транспорте десятки километров, перемещаясь без цели по городу. В пути он создает цифровую графику на смартфоне, а потом приезжает в мастерскую и пишет на холсте. Зин Виталия Чистякова собран из скриншотов смартфона, к которым он добавляет комментарии в виде подписей. Каждый рисунок художника – это пронзительный яркий чистый цвет, объекты, которые  кажутся абстракциями, но, на самом деле, они существуют в реальности: просто Виталий видит их так. Чистяков один из первых участников Новых городских художников кто смог показать свои работы в масштабной персональной выставке, которая охватила сразу две культовые площадки – Новую академию изящных искусств и галерею Naviculaartis в 2021 году. На выставке была впервые представлена серия digital–инсталляций под названием «Чистые объекты».

Виталий Чистяков, «Чистые объекты»/www.newcityartists.com
Виталий Чистяков, «Чистые объекты»/www.newcityartists.com

Стили и жанры, в которых рисуют особенные художники, не новы: ещё в XX веке критиками искусства были определены такие направления, как примитивизм, наивное искусство и искусство аутсадеров. В XXI веке, как и прежде, работы особенных авторов вызывают интерес публики:

– Тираж нашего ежегодного журнала, который рассказывает о проекте, должен был быть 100 экземпляров, но напечатано было только 50, – говорит Евгения, – и он весь разошелся по рукам. Книжечки – сами зины – в итоге были напечатаны по 10 экземпляров каждая. И это для нас люто неподъемный объем в принципе.

Проблема проекта сейчас в деньгах: печатать больше они не могут, так как издание таких работ нынче стоит дорого. Не-печатать не могут тоже.

– AMINAZINE важен, потому что рассказывает о художниках, которых вы никогда бы не узнали иначе, – говорит Евгения, – О запрятанных очень–очень далеко художниках, изолированных от мира.

Их изоляция – и проклятье, и дар: Евгения замечает, что особенные техники, стили и рисунки появляются у особенных художников именно потому, что у них очень много времени и часто нет другой возможности коммуникации. Они вкладывают в работу самих себя полностью.

Евгения обещает, что в 2022 году “Новые городские” обязательно найдут деньги и выпустят AMINAZINE –2.

А в Москве, в центре города, в галерее Ruarts с 4 февраля до 27 марта 2022 года представлена выставка Виталия Чистякова  “Чистые объекты”.