Товарищи взрослые любят писать — нынешние подростки все знают о своих правах, но вот о такой прекрасной вещами, как обязанности, даже не слышали!
Чаще всего эти заявления сопровождаются припевом, исполняемым восторженным хором:
— Да-да, истину глаголишь!
И вот решил я разобрать, какие такие обязанности современные подростки не исполняют — причем все поголовно, если верить жалобам.
Поискал правовые нормы, которые регулируют обязанности подростков. Таковые, кстати, существуют.
• слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;
• соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах, соблюдать устав образовательных учреждений
• получить основное общее образование (9 классов);
• встать на воинский учет (пройти комиссию и получить приписное свидетельство) в 17 лет.
Есть еще обязанность выполнять условия трудового договора, если вдруг подросток пойдет работать.
И теперь, внимание, вопрос — какой из этих пунктов подростками не выполняется поголовно?
Выучиться? Так школы не просто полны, многие — переполнены. Ну да, есть лентяи и прогульщики — так и раньше они были.
Встать на воинский учет? Ну таки родители в огромном количестве случаев все сделают, чтобы ребенка своего от армии «откосить», причем те же люди, которые жалуются на то, что подростки забыли о своих обязанностях, в других публикациях будут матом крыть государство, которое в армию деток забирает и саму армию…
Ах да, наверное, первый пункт, про «слушаться», не соблюдается… Но там, во -первых, есть оговорка — родителей и лиц их заменяющих, а не любого дядю или тетю с улицы, которым приспичит от плохого настроения или мании величия подростков воспитать. Ну и условия прописаны — даже родители не имеют права унижать и оскорблять.
Товарищи взрослые именно про это любят вспоминать — что сейчас ребенок может, чуть что, пожаловаться на унижения и оскорбления, но… Вот в чем фишка-то: пугать друг друга ювенальной юстицией они пугают, но только близко с нею знакомы единицы. И случаев жалоб детей на родителей было не так уж много в общей массе. А случаев реального оговора — и того меньше.
Если бы дети и подростки поголовно (или хотя бы половина их) жаловались — то у нас пришлось бы аппарат ювеналки увеличивать не до размеров полиции, может, чуть поменьше, однако весьма и весьма заметно.
Ах да, еще можно по пункту несоблюдения правил поведения в общественных местах и уставов образовательных учреждений.
Насчет правил поведения — согласен. Матерятся, заразы. На взрослых не смотрят. Есть рядом взрослые, нет рядом взрослых — внимания не обращают. Не замечают, что взрослым, понимаете-ка ли, обидно. Товарищи взрослые много лет матерный язык изучали, думали, что овладели им в совершенстве, на нем не ругаются, а разговаривают (уровень — Бог), а тут какие-то шмакодявки на пятки наступают. В деле владения матом.
Шумят еще. Громко разговаривают. Могут воровать (за это, кстати, наказание предусмотрено). И вообще, как и взрослые, могут совершать деяния предусмотренные УК и ГК страны.
Но, опять- таки, это делает не каждый первый подросток и даже не каждый второй.
В учебных заведениях устав и правила поведения тоже нарушают далеко не все поголовно. Да, бывает, что подростки срывают уроки и хамят преподавателям. Но это и раньше бывало. Причем таких хамов, почему-то, как раньше учителя предпочитали не трогать — оно им надо? — так и сейчас мало кто идет на конфронтацию.
Ведь причина вовсе не в подростках, а в том, что каждый взрослый прекрасно понимает — деть так ведет себя не потому, что сам борзый, а потому, что его такому поведению научили взрослые. И эти взрослые, скорее всего, относятся к категории околомаргинальной. Той самой, которая все проблемы привыкла решать кулаками, где мужчины бьют себя пяткой в грудь и кричат «ну ты, не мужик, да, не мужик, ну ты мне вмажь, попробуй, да я тя щас урою», а женщины, чуть что натравливают своих «героев» на неугодных… Да и сами от «героев» не отстают.
Школа (да и непричастные к школе взрослые) предпочитают воспитывать других детей — тех, кто выделяется не поведением вызывающим, а, допустим, внешностью. Цветные волосы, необычная стрижка (кстати, регулировать это учебные заведения, если не военные, права не имеют) — и вот уже взрослые кричат, что надо срочно этого киндера перевоспитать. Его вид раздражает! Он, по их мнению, фрик. Он, по их мнению, отвергает общество. Он, по их мнению, в это общество плюет, а, значит, общество сейчас как соберется, да как скосплеит верблюда, чтобы нехороший подросток взял да потонул… В биологических жидкостях.
И не дай бог, этот подросток посмеет ответить, что его вид — это его дело. Вот тут- то общество и возмутится — о правах помнишь, об обязанностях забыл.
Если у взрослого случится обострение плохого настроения и он налетит на подростка, а тот ответит, а не вытерпит — тут тоже поднимается буча с напоминанием об обязанностях.
К чему я все это написал?
Проблемные подростки всегда были и всегда будут. Никто этого не пытается отрицать.
Но говорить о том, что «подростки забыли об обязанностях, помнят только о правах» — тоже нельзя.