Вопросы сохранения здоровья работающего населения актуальны как для государства, так и для бизнеса, поскольку от обеспечения работодателем здоровых и безопасных условий труда, профилактики профессиональной заболеваемости зависят производительность труда, развитие и укрепление экономики.
На современном этапе не только профессиональные заболевания вызывают обеспокоенность работодателей и работников: более 95% отсутствия на рабочем месте связано с острыми инфекционными и хроническими неинфекционными заболеваниями, а также с психологическими проблемами.
Все вышеизложенное приводит нас к пониманию того, что повышение производительности труда в масштабах экономики страны, предусмотренное планами Правительства Российской Федерации, невозможно без улучшения характеристик трудового потенциала, снижения заболеваемости и смертности, особенно при формировании культуры нового качества производственной среды: эргономичности, управляемости трудовых процессов, отсутствия скрытых угроз, психологического комфорта.
В Стратегии национальной безопасности России до 2020 года определено, что прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации оказывает незавершенность формирования нормативной правовой базы здравоохранения. В Указе Президента Российской Федерации №474 от 21 июля 2020 года в качестве национальной цели указано достижение показателя ожидаемой продолжительности здоровой жизни населения нашей страны до 78 лет к 2030 году, что требует существенных усилий по самым различным направлениям, одним из которых является сохранение здоровья работающих граждан.
Современные системы управления здоровьем работников реализуются на промышленных предприятиях либо через интегральную часть системы управления человеческими ресурсами, либо через систему управления промышленной безопасностью и охраной труда.
Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено рассмотрение вопросов охраны здоровья работающих через призму управления рисками.
Однако на сегодняшний день базовые мероприятия по охране здоровья, основанные на управлении производственными рисками и допуске персонала по состоянию здоровья, составляют лишь небольшую часть мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья персонала. Основной объем задач по охране здоровья работников лежит в плоскости планирования и организации комплексной системы медицинского обеспечения, вопросах организации и экономики здравоохранения, гигиены труда, профилактической и просветительской деятельности, управления подрядными организациями и иных вопросов, требующих широкого кругозора и медицинской грамотности.
Принимая во внимание разный уровень «зрелости» систем охраны здоровья работников на предприятиях промышленности, транспорта, сферы услуг и других отраслей экономики, а также реорганизацию нормативно-правовой базы охраны здоровья на данном этапе, рабочей группой РСПП по охране здоровья работающего населения, которую представляет АНО по содействию охране и укреплению здоровья работающего населения «Здоровье 360», было принято решение о разработке национальных и профессиональных стандартов.
В качестве создания системы саморегулирования в части формирования систем охраны здоровья было инициировано создание серии национальных стандартов. Первым документом, зарегистрированным Росстандартом и вышедшим в свет в январе 2021 года, стал ГОСТ Р 59240-2020 «Системы менеджмента безопасности и охраны здоровья. Требования к организации медицинского обеспечения, профилактике заболеваний и укреплению здоровья работников». Данный стандарт разрабатывается в развитие ISO 45001:2018. Стандарт основан на риск-ориентированном подходе, предполагает построение процессов с использованием концепции устойчивого развития и цикла Деминга, процессного подхода и иных современных подходов в менеджменте и проектном управлении.
В развитии системы стандартизации данной области идет разработка нового национального стандарта «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Руководство по оценке риска для здоровья работников».
Стандартом предложена процедура риск-менеджмента (рис. 1), включающая в себя такие этапы, как: определение входных данных для оценки риска (контекста) в соответствии с общей политикой организации в сфере управления рисками для здоровья работников; определение критериев допустимого риска; идентификация источников риска (опасностей) для здоровья работника или работников с учетом инцидентов; определение уровня вероятности и значимости последствий (эффекта) при реализации риска; разработка и реализация плана(ов) действий по управлению рисками (при выявлении рисков для здоровья работника(ов), имеющих недопустимый уровень, разработка корректирующих и предупреждающих действий должна производиться незамедлительно и в обязательном порядке) и др.
Данный стандарт включен в Программу национальной стандартизации на 2021 го1. Таким образом, внедрение указанного стандарта запланировано на 2022 год.
С свою очередь, основываясь на вышеуказанных документах, в корпоративном сегменте медицинских операторов услуг производственной медицины также начата разработка нижестоящих рабочих регламентов, описывающих прикладное применение медицинским персоналом и менеджерами по охране здоровья предприятий положений ГОСТов. Одним из примеров такой адаптации является процессная модель системы управления здоровьем, созданная экспертами ООО «СОГАЗ» ПРОФМЕДИЦИНА».
АНО «Здоровье 360» и ООО «СОГАЗ» ПРОФМЕДИЦИНА» планируют обсудить условия заключения в 2022 году соглашения о сотрудничестве в сфере дальнейшего совместного развития корпоративных процессных моделей управления здоровьем трудовых коллективов на базе ГОСТов, реализуемых и разрабатываемых АНО в 2022 году и в последующие годы. Достигнута договоренность о совместной разработке методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиций в программы охраны здоровья работников на предприятии. Следовательно, в среднесрочной перспективе бизнес-сообщество сможет получить достаточный инструментарий для обоснования и эффективной реализации соответствующих программ на своих предприятиях.
Применение на практике разрабатываемых стандартов и нижестоящих корпоративных процессных регламентов управления здоровьем трудовых коллективов позволит не только проводить добровольную сертификацию предприятий и внедрять корректирующие меры для достижения наилучшего результата, но и применять прозрачные критерии верификации, которые являются серьезным инструментом оценки качества и наиболее актуальны для крупных компаний в отношении подрядных и субподрядных организаций, что в свою очередь имеет дополнительный эффект в виде распространения ценностей по охране здоровья от крупного бизнеса к среднему и малому.
Система добровольной сертификации и саморегулирование на основании отраслевых либо узкоспециализированных стандартов более низкого уровня имеют массу преимуществ в части гибкости в сравнении с национальным законодательством.
Журнал "Региональная энергетика и энергосбережение" - https://energy.s-kon.ru