Импрессионизм (от французского "impression" - "впечатление") - это направление в искусстве конца 19 века, зародившееся во Франции и получившее своё название уже после реализации и первых выставок, от одного из критиков, что выразил своё мнение о картине Клода Моне "Впечатление. Восходящее солнце".
Импрессионизм, отвергавший многие законы классической живописи, был слишком неожиданным для своего времени, поэтому в первые годы своего становления подвергался непринятию, порицанию и просто множественной негативной реакции.
Для представленного стиля характерны:
1) Любовь к пленэру;
2) Использование открытых цветов и быстрых мазков;
3) Этюдный характер работ;
4) Стремление передать важность момента и сиюминутные впечатления;
Известные представители импрессионизма:
Эдуард Мане; Клод Моне; Пьер Огюст Ренуар; Эдгар Дега; Константин Коровин и Игорь Грабарь из "Союза русских художников" и другие.
1) Эдуард Мане (1832-1883)
Мане был идейным вдохновителем стиля, хотя сам он таковым себя не считал.
Художник анализировал картины мастеров-реалистов и смог вывести несколько новых законов живописи. Например, что "при ярком солнечном свете полутона имеют свойство пропадать" или что "рефлексы способны лишить предметы их собственного цвета".
Эдуард Мане вдохновлялся работами Рафаэля и Джорджоне. Всем критикам же он отвечал, что имеет право изображать на холсте то, что желает. А желания его часто шли вразрез общепринятым стандартам. Чего стоит один лишь тот факт, что художник решился написать картину "Олимпия", созданную по образу и подобию классической работы Тициана "Венера Урбинская", изобразив не ожидаемую "богиню", а пресловутую бледнокожую совратительницу, за что в художника чуть ли не плевались.
Можно массу времени говорить о достойных французских импрессионистах и особенностях их творчества. Например, о Клоде Моне с его знаменитыми стогами и бесчисленными кувшинками... Однако в этой статье я хочу сделать акцент в большей степени именно на наших отечественных художниках-"впечатленцах", что устали от сдержанного колорита и идей передвижников с их, можно сказать, "грустными" темами и решились создать яркий, звонкий и любимый мир.
2) Константин Коровин (1861-1939)
Художник родился в старообрядческой семье купцов. Учился он у Поленова и Саврасова, в "Московском училище живописи, ваяния и зодчества". И именно Поленов познакомил своего студента с манерой импрессионизма. Коровин же так впечатлился этим стилем, что навсегда перенял его имманентную любовь к контрастам, яркости и восхищению жизнью. Коровин обожал писать север, но всё-таки его "южные" работы в большей степени отражали дух истинного импрессионизма.
Художник также прославился своими натюрмортами и портретами, самый известный и, вероятно, знаковый из которых - "Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина".
3) Игорь Грабарь (1871-1960)
Игорь Грабарь - не только художник, но и известный реставратор, искусствовед, писатель, педагог и музыкант. Семья его приехала в Россию из Прибалтики. Будучи юношей, Грабарь учился в Санкт-Петербургском университете и окончил 2 факультета (историко-филологический и юридический ). После этого художник работал в мастерской Ильи Репина.
Игорь Грабарь долгое время путешествовал по миру, закаляясь новыми горизонтами и видами. Однако когда он вернулся в Россию, он понял, что заново влюбился в её атмосферу, пейзажи и колорит. В частности особенный отклик в его душе нашёл образ заснеженной берёзы, - "сказочного древа".
Для художника характерны: "звонкий" серо-голубой мотив; применение узкого мазка в своих работах; пуантилизм; полная романтизма и меланхолической лирики атмосфера.
(https://zen.yandex.ru/media/id/61f02f9c85049755dd83cc36/tochkatochkazapiataia-puantilizm-61fd2649570af00053d8a59c)
Также Игорь Грабарь известен тем, что: во-первых, он около 12 лет возглавлял Третьяковскую галерею; во-вторых, являясь авторитетным искусствоведом, написал знаменитую работу под названием "История русского искусства" ( 6 томов); и в-третьих, в последние годы жизни погрузился в стиль соц-реализм и смог уникально его раскрыть.
****
Импрессионизм - это стиль, во всех смыслах олицетворяющий собой "момент". Момент яркий и быстропроходящий. Так, уже через лет после своего появления представленный стиль "вспыхнул", а после исчерпал себя.
Но это не значит, что он перестал существовать, - наоборот! Основа стиля обросла новыми идеями, концепциями и формами. Так, полный желания познания скрытой сути вещей, зародился постимпрессионизм. А после, вдохновлённый тем, на свет явился "чувственный" экспрессионизм.
Таким образом, импрессионизм, прославляющий метаморфозы и восхищающийся постоянными изменениями, сам в конечном итоге подвергся им.
И разве это не прекрасно?..
-------------------------------------------------------------------------------------------------
#искусство #творчество #импрессионизм #стиль #картины #жанр #просто о сложном #момент #артфавиль