Найти тему
Flowwow для бизнеса

7 сложных клиентов, и как найти к ним подход

Оглавление

Делимся распространенными типами «адских» клиентов и лайфхаками по превращению их в довольных.

Даже у самого крутого сервиса (продавца, производителя) рано или поздно появляется сложный клиент. Он не только приходит к вам с проблемой — он сам кажется проблемой. Хорошие новости в том, что, если найти подход к сложному клиенту, он из проблемы превратится в решение, которым вы будете гордиться.

Паникер 😰

Он вежлив, заинтересован, ему все нравится, просто его о-о-очень беспокоит, что кто-то что-то напутает и испортит. Паникер постоянно задает уточняющие вопросы, иногда одни и те же по много раз: а вы не забыли положить в коробку открытку? Поменяли красные розы на бордовые? А имя на тортике правильно написали — именно Даня, а не Данила? А точно? А проверите еще разок, на всякий случай?

Это тот самый клиент, который за 15 минут до заявленного времени доставки начинает бомбить вас вопросами: ну где же курьер? Он уже вышел? А давно вышел? А номер квартиры правильно указан? Может, он не ко мне зашел? Может, отдаст мой букет дворнику и просто убежит?!

Как быть?

  1. Запаситесь терпением. Пусть ваш десятый по счету ответ на вопрос звучит как первый.
  2. Не обвиняйте в тревожности. Невинная фраза «Срок доставки через 20 минут, курьер пока и не должен быть у вас» для паникера может прозвучать как абьюз.
  3. Не успокаивайте общими словами. Лучше сообщайте факты, которые помогут клиенту обрести контроль над ситуацией. Не пишите «Не волнуйтесь, мы за всем проследим», лучше скажите «Путь курьера можно отследить в приложении в режиме реального времени. Попробуйте!» Вообще, лучший способ успокоить паникера — это сервис. Любая удобная примочка в приложении или на сайте дает клиенту +5 к спокойствию (именно поэтому мы на Flowwow неустанно полируем сервис).
Стоит вам один раз выполнить заказ паникера без лишних нервов — и вы станете его любимым сервисом. Он будет приходить к вам не только за заказом, но и за чувством спокойствия, которое ему так дорого.

Капризуля 😩

Хобби этого персонажа — привередничать в каждой мелочи и постоянно менять показания. А как будет здесь смотреться белая лента? Сфоткайте, покажите. Нет, не OK, может, лучше зеленая? Ой, нет, белая была лучше. А почему цветы такие крупные? Я хочу помельче. Нет, я передумал, хочу покрупнее, имею право. А почему коробка не синяя, а фиолетовая? Что значит цветопередача, у вас на фото синяя, я и заказываю синюю! А можно все-таки найти коробку посинее?..

Как быть?

  1. Будьте взрослыми. Когда мы капризничаем, внутри нас бушуют наши внутренние дети. В этот момент рядом должен оказаться кто-то сильный, спокойный, дружелюбный, короче — взрослый. Хорошо, если им будете вы: постарайтесь не остановить это безобразие, а помочь, вселить уверенность, и тогда безобразие остановится само собой.
  2. Мягко, но четко определите границу. Если у вас нет синей коробки и зеленой ленты, не стоит писать «Мы сделаем все возможное», лучше сразу сказать «К сожалению, нет, этого мы не можем».
  3. … а потом сделайте предложение, которое позволит капризуле почувствовать себя королем Вселенной. «Зато у нас есть одна эксклюзивная коробка, мы ее пока не выставили в каталог, она светло-голубая и фактурная. Хотите, сфотографирую вам?»
Капризуля — ценный кадр: если вы ему угодите, он напишет о вас хвалебный отзыв, возможно, единственный за всю жизнь. И это будет одной из ваших минут славы: вы даже такому привереде угодили!

Задушевник 🥴

На первый взгляд не клиент, а мечта: обращается к вам в чат словами «Привет, дорогие», шлет вам эмодзи, спрашивает о здоровье, легко соглашается на любые ваши идеи… И большинство клиентов, которые так начинают, действительно оказываются милейшими людьми, которых вы провожаете с решенной проблемой и доброй улыбкой.

Задушевник — иной тип. Вскоре вы поймете, что он уверенно топчется вокруг вашей личной границы: задает новые и новые вопросы, по делу и нет, даже о личном. Провоцирует, выбрасывает ненароком в чат политические лозунги и хамоватые частушки… О заказе он тоже иногда вспоминает, но как-то неохотно. Нужной информации не дает, зато зовет вас «эй, Светка», хотя на брудершафт вы с ним точно не пили, и приглашает в гости к себе в Драньск.

Как быть?

  1. Не думайте, что вы ошиблись, ответив клиенту на первую шутку. Быть дружелюбными — хорошо! Поговорить о погоде, посмеяться над хорошей цитатой — часть человечного саппорта. Вы ведь не знали, что за маской клиента скрывается токс.
  2. Не ведитесь на дружбу. Как только почувствуете, что клиент заходит на вашу личную территорию, будьте настороже: старайтесь не давать повода решить, что вы друзья. Будьте вежливы, дружелюбны, но старайтесь говорить с клиентом только о заказе.
  3. Помните, что клиент говорит не совсем с вами. Скорее он во внутреннем монологе, который выливает в чат. Все колкости, дерзости, суждения, с которыми хочется поспорить, на самом деле адресованы не лично вам.
  4. Не упустите из виду проблему. Именно она — наша цель, и ее нам предстоит решить. Сфокусируйтесь на ней и старайтесь добыть у клиента все необходимые сведения.
Если не сокращать дистанцию и не отвлекаться на провокации, задушевник не доставит вам неудобств. Но вряд ли он вернется еще раз: пойдет искать другой саппорт, где можно флудить и вести беседы на отвлеченные темы. И это хорошее решение!

Мистер Умник 🤓

Въедлив и скрупулезен. Знает о вашем товаре даже больше, чем вы. Готов вести бесконечные беседы в чате или соцсетях о том, что соевый воск для свечей намного хуже, чем кокосовый. Знает десять отличий одного сорта авокадо от другого. Отругает вас в соцсетях за то, что рекомендуете даме букет в зеленой упаковке (не спрашивайте почему).

Как быть?

  1. Не соревнуйтесь с ним. Заоблачная самооценка все равно не позволит ему допустить, что в чем-то он был не прав. А вы рискуете потратить долгие часы, проверяя факты и выискивая доказательства своей правоты.
  2. Сделайте комплимент. В половине случаев это и есть та цель, ради которой вас бомбят умными вопросами и критикой. «Вы действительно отлично в этом разбираетесь!» — хорошая фраза, чтобы закрыть тему и вернуться к заказу.
  3. Опирайтесь на факты. «Мы позвонили поставщику и выяснили, что авокадо, которые вы заказали, у нас все-таки из Кении. Но есть и мексиканские, можно перезаказать». Или: «Вот комментарий нашего эксперта-флориста об этикете и допустимом цвете упаковки. Мы доверяем его мнению».
Это готовый эксперт и амбассадор вашего товара. Главное — согласиться, что он знает толк, и порадовать качеством сервиса и товара.

Дел Чел (Деловой человек) 😎

У него на вас категорически нет времени. И вообще, что вы пристали к нему с этим вашим заказом?! Каждая секунда на счету, не отвлекайте! Так что вы никогда не дождетесь от него ответа, даже когда курьер уже у порога получателя, висит на линии и просит уточнить номер квартиры. А вот если вы ему нужны и не ответите сию секунду — он припомнит.

Как быть?

  1. Проблему лучше всего решать централизованно: налаживать быстрый и удобный саппорт, настроить систему тикетов, отказаться от телефонии (Дел Чел все равно не отвечает на звонки). Если нет возможности обеспечить молниеносную поддержку — остается одно решение: на лету ловить запросы, мгновенно вычленять деловых и отдавать им приоритет.
  2. И правда, старайтесь не тревожить Дел Чела по пустякам. Пишите только в экстренном случае, а все, что можете узнать, узнавайте через другие каналы.
Если вы угодите Дел Челу, он станет для вас настоящей золотой жилой: вернется к вам десятки раз, будет рекомендовать вас знакомым, потому что вы экономите его время.

Едкий скептик 🧐

Ко всему, что вы скажете и покажете, он относится с ироничным недоверием: ну да, ну да, пойте мне, а то я не знаю, что букет у вас несвежий, торт с искусственными добавками, а кактус никогда не зацветет. И я не ошибся, поставив доставку на восемь утра, — это для того, чтобы ваш курьер успел к полудню.

Как быть?

  1. Не переобещайте. Если ваша косметика увлажняет, но не избавляет от морщин, не обещайте идеально гладкой кожи. Именно завышенные ожидания и дают скептику пищу для разочарований.
  2. Допустите возможность ошибки. Проговорите со скептиком возможные негативные сценарии и продумайте решения. «Действительно, в 20 % случаев наши курьеры опаздывают на 10–15 минут. Но высока вероятность, что курьер успеет вовремя, в 8 утра. Скажите, пожалуйста, вы готовы будете его принять или мы немного скорректируем время доставки?»
  3. Главное — не сорваться, когда скептик найдет в вашем товаре или сервисе малейший недочет и с наслаждением напишет в отзыве: «Ну вот, я же говорил». Найдите нужные слова, чтобы признать косяк, сохранив достоинство.
Едкий скептик опасен, если дать ему повод. Но вы можете на этапе саппорта погасить его скепсис, честно признав свои возможные недостатки и аккуратно указав на достоинства. Раз вы об этом уже поговорили, топить компанию отзывом он, возможно, и не захочет.

Drama Queen 🤡

Это редкий тип, великий артист, изощренный токс, который превратит обращение к вам в полноценный перформанс — с яркой затравкой, развитием сюжета, жесткой кульминацией, которая ненадолго парализует весь ваш бизнес… Не исключено, что в пылу художественного конфликта с вами артист дойдет до самой датской королевы, подаст на вас в суд за микроошибку, будет выжимать и выжимать из вас силы, пока не сорвет аплодисменты.

Как быть?

Лучше не доводить до абсурда, а сразу дать артисту то, что ему нужно. Признать важность его чувств и законность его возмущений. Пообещать лично разобраться во всем. Через пару часов предоставить промежуточный отчет, через день — подробный отчет, приложив к нему извинения и целую охапку бонусов.

Помните, что Drama Queen, скорее всего, ничего не имеет лично против вас. На вашем месте мог бы оказаться любой человек, продукт, услуга, бизнес, проект — какая разница? Вероятно, в суть вашего продукта артист так и не вник.

Главное — не позволить Drama Queen играть свои спектакли на вашей площадке. Проявите максимум внимания и заботы, разберитесь досконально в проблеме, не дайте артисту повода накатать о вас злобный отзыв, который будет годами висеть где-нибудь на «Отзовике» и портить вам карму.

Маленькое оптимистичное заключение

Нам на Flowwow дико повезло: сложные клиенты попадаются примерно один раз на 3000 (а наш саппорт обрабатывает примерно 1000 тикетов в день, так что скептики, артисты и другие тяжелые пассажиры для нас редкость).

И вот что главное: при правильном подходе за сложным клиентом всегда находится самый обычный, милый, приветливый человек, которому вы помогли. А возможно, в этот момент у вашей компании появился еще один друг.

А вы работали с одним из этих 7 типов клиентов? Как удалось поладить? Делитесь своим опытом в комментариях 👇