В эти выходные фильм "Падение Луны" дебютировал на втором месте в прокате с 10 миллионами долларов. "Падение Луны", если вы не знаете, снят режиссёром Роландом Эммерихом, который поставил такие фильмы, как "День независимости", "2012" и "Послезавтра". В недавнем интервью Эммерих сказал, что Marvel, DC и "Звёздные войны" разрушили киноиндустрию, поскольку они сделали невозможным создание оригинального контента.
Многие отмечали, что "Падение Луны" - всего лишь ещё один из фильмов Эммериха про конец света и, следовательно, тоже не такой уж уникальный. Однако они забывают, что у Эммериха есть куча оригинальных фильмов, которые он хочет снять. Но студии собираются давать ему деньги только на те фильмы, которые, как они знают, он успешно делает. Большие фильмы о разрушениях и конце света - это его хлеб с маслом, так что именно им дают зелёный свет.
В таком положении назревает вопрос, который преследует киноидустрию последние два десятилетия: куда делась оригинальность? Это вопрос, над которым я много думаю, особенно размышляя, чья вина в том, что у нас не так много уникальных проектов. Можно было бы выдвинуть аргумент, что в этом виноваты зрители. Если они не пойдут смотреть оригинальные фильмы, то зачем их снимать.
Но я бы возложил ответственность на создателей. Наша работа - придумать что-то настолько неотразимое, чтобы люди захотели посмотреть на это как можно скорее. Это то место, где авторы продолжают совершать ошибки. Они настолько поглощены тем, что они хотят делать, что забывают, что нужно создавать что-то для других.
Наш недостаток, как творцов, заключается в том, что все мы нарциссы. Всё дело во "мне". Мне нужно доказать "самому себе". Я хочу создавать произведения искусства, которые будут нравиться людям, чтобы лучше понять "себя".
Любой художник, который говорит вам, что он создаёт искусство для других - лжец. Они делают это для того, чтобы чувствовать себя хорошо. И именно такой подход мешает им смотреть на фильм глазами потребителя.
Интеллектуальная собственность (Intellectual property, - это уже знакомый материал, основанный на чём-то успешном, например комиксы Marvel) - это полная противоположность этому. Никто, кто занимается проектами по интеллектуальной собственности, беспокоясь о себе. Авторов волнует только то, чтобы заработать деньги. И поскольку это всё, что их волнует, они могут представить мир истории глазами потребителя. Чего хочет потребитель, спрашивают они? Они хотят ту вещь, с которой они знакомы. И именно этот подход помогает нам понять, как конкурировать с большим количеством разнообразного материала, который уже был успешным у зрителя.
Способ, которым нужно конкурировать, заключается в понимании привлекательности: зритель уже знает чего ожидать. Проверенный материал играет на том, что люди видели это раньше, знакомы с ним и поэтому, скорее всего, захотят увидеть его снова.
Новый "Человек-паук" помножил на три элемент своей узнаваемости. Создатели знали не только то, что вы были знакомы с Человеком-пауком, как с персонажем, но и то, что вы были знакомы с тремя актёрами, которые играли Человека-паука. Вы пошли смотреть этот фильм из-за того, что были знакомы с персонажем и этими тремя актёрами.
Итак, когда вам приходит в голову идея фильма, вам нужно найти что-то, с чем люди знакомы. "Парень с пистолетом, который мстит плохим парням", – это установка, с которой зрители знакомы. "Дом с привидениями" – это установка, с которой зрители знакомы. "Конец света" (да, как "Падение Луны") – это установка, с которой зрители знакомы.
Как только у вас появляется что-то знакомое, вам нужно добавить в него оригинальный элемент. Или, это давайте назовём его: икс-фактор. Икс-фактор - причина, по которой так сложно создавать оригинальные концепции. Его невозможно просчитать. Это один из аспектов написания сценария, который вы придумываете, руководствуясь внутренним чутьём, а затем надеетесь, что зрители примут его.
Причина, по которой "Падение Луны" не стал "горячим пирожком" в прокате, заключалась в том, что потенциальные кинозрители не сочли "икс-фактор" фильма - луну, которая врезается в Землю, настолько привлекательной и интересной.
Работающий икс-фактор даёт вам сцены, которых вы раньше не видели. Трейлер "Падения Луны", не дал мне ничего такого, чего я не видел ни в одном из других фильмов Эммериха. Причина, по которой это важно, заключается в том, что ВЫ ДОЛЖНЫ ДАТЬ ЗРИТЕЛЯМ ПОВОД ПОСМОТРЕТЬ ВАШ ФИЛЬМ.
Три Человека-паука - это повод пойти посмотреть фильм. Знакомая обстановка разрушения мира со спорными новыми элементами - это не повод идти и смотреть фильм.
Недавний пример "знакомой конструкции + икс-фактор" - фильм "Будь моими глазами". Смотрите сами, в нём есть знакомая схема вторжения в дом, но авторы добавляют изюминку. Девушка в доме слепа и должна полагаться на приложение, что соединяет её с оператором, который может видеть дом через свой телефон и сообщать ей, что происходит, чтобы девушка могла ориентироваться в опасной ситуации.
Это крышесносная идея? Не совсем. Я думаю, что она просто хорошая. Но авторы правильно применил формулу генерации концептов. Знакомый элемент (чтобы конкурировать с интеллектуальной собственностью) и икс-фактор (чтобы отличаться от других, кто пишет подобный материал).
Другим известным фильмом, в котором применялась эта формула было "Паранормальное явление". Знакомым элементом был дом с привидениями. Икс-фактор заключался в том, что всё это было рассказано с помощью фрагментов домашней видеосъёмки.
Сюда можно отнести и фильм "Чужой". Знакомым элементом был сценарий типа "монстр в коробке”. Герой застревал в локации, и монстр охотился за ним. Икс-фактор заключается в том, что они перенесли действие на космический корабль, отправили героя в глубокий космос и превратили монстра в инопланетянина.
Ещё одна история успеха - "Девичник в Вегасе". Потребовался знакомый элемент: множество героев в похабной комедии со взрослым рейтингом. Затем добавился икс-фактор: героями были только женщины, а мужчины.
Возможно, самым известным примером такого подхода является фильм "Начало" Кристофера Нолана. Знакомый элемент: Фильм об ограблении. Икс-фактор: Это происходит в чьём-то сознании, а не в банке.
Есть более смелый способ придумать отличную концепцию, но здесь мы вступаем на неведомую территорию. Вы вот-вот покинете безопасное место, которое даёт нам "узнаваемое". Делайте это на свой страх и риск.
В более рискованной версии создания концептов вы будете использовать только икс-фактор. Известным примером может стать "Матрица". Я не знаю, что тут может быть "узнаваемого", кроме парня, который запутался в своей жизни. Но икс-фактор заключается в том, что он живёт в симуляции и может использовать это знание, чтобы нарушить правила пространства и времени, и убить как можно больше врагов. Это идея, которая развивается от икс-фактора.
Просто помните, что идеи без знакомого элемента имеют больше шансов показаться другим "необычными" и "странными". Это потому, что знакомый элемент ЛЕЖИТ в ОСНОВЕ идеи. Если нет ничего, что могло бы обосновать эту идею, мы даже не уверены, на что смотрим.
Недавним примером этого может служить "Довод". В нём история построена на полноценном икс-факторе: способность физически перемещаться назад во времени. Но где же что-то знакомое? Это шпионский фильм? Это фильм о классном парне, спасающим мир? Это криминальный фильм? Без какого-либо "знакомого" элемента, "цементирующего" вашу концепцию, мы никогда не знаем наверняка, что мы смотрим.
Отмечу, что я предлагаю следовать за идеями "только икс-фактора", которые никогда не выходят за рамки жанра и студийных запросов. Часто это плохие идеи, поскольку нет "клея", который удерживал бы историю цельной. Таким образом, хотя выигрыш высок ("Матрица" была настолько потрясающей, что до сих пор находит отклик), но есть и те, кто оказался "сбитыми лётчиками". Речь об "Говарде-утке", "Джо против вулкана", "Явлении" и "Сказки юга". Поэтому, если вы решите пойти по этому пути, делайте это осторожно.
Как я уже много раз говорил, слабая концепция находится в верхней части списка причин, почему ваш сценарий не востребован. Нужно приложить массу усилий, чтобы найти правильную комбинацию. Надеюсь, что эта статья поможет вам немного приблизиться к вашей цели.
by Carson Reeves
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.