Никогда не считала историю сложным предметом. Возможно, потому, что за свою жизнь только экзаменом её сдавала 5 раз, просто привыкла.
Однако часто слышу, что детям (не моим, а вообще) она даётся достаточно тяжело, что приводят в качестве аргумента против перехода на семейную форму обучения.
Утверждаю: если найти подход, никаких сложностей не возникнет.
Мои дети абсолютно разные, в том числе по части интересов и приоритетных методов усвоения информации
Старшей нужно «нарисовать картинку» в воображении и увидеть «кино», тогда то, что она прочла, запомнится лучше всего.
Младший же не может похвастаться клиповым мышлением, он скорее дефектолог: ему проще запоминать, если он найдёт несовершенства и несостыковки, предложит варианты решения, практик то есть.
Отсюда выводим первый пункт алгоритма: нужно выявить, как именно ваш ребёнок лучше всего запоминает информацию? Через чтение, на слух, видеорядом, тактильно, в игровой форме или путём проведения собственных исследований?
Следующее отличие между моими детьми — подход к процессу обучения
Старшая исполнительна, заморочена на хороших оценках и старается вникать в суть, причём делает она это самостоятельно. Просто берёт учебник, открывает содержание, выстраивает себе план прохождения программы и устанавливает предельные сроки для этого.
Младшему нужно давать чёткое задание, обсуждать с ним все выявленные «несовершенства» и следить за соблюдением графика изучения предмета. Что такое «несовершенства» в его понимании?
Пример. Картинка, изображающая ямную охоту на мамонта, вопрос:
- «Первое: зачем им такой здоровый, если их так мало?
- И второе: а как они будут эту тушу оттуда доставать?
- Не проще было копьями воспользоваться, вон же, есть у них?»
Вот и ответь ему! Так и хочется задвинуть альтернативную версию развития жизни на Земле, но он же запомнит и спутается на экзамене. Или нет? Как бы там ни было, вывелся второй пункт алгоритма: определите подход к обучению, наиболее эффективный именно для вашего ребёнка. Идём дальше.
Без интереса к предмету биться над результатами бессмысленно
Что я сделала? Паблики альтернативщиков и чёрных археологов, посещение древних городищ (благо, в шаговой доступности несколько), рейд по музеям древностей, легенды, мифы, сказы — в ход пошло всё.
- Ещё Бажов — всё же на Урале живём.
- Касаемо альтернативщиков — понятно, что там маркетинг, владельцы каналов большей частью просто переписывают посты друг у друга, но попадаются и любопытные публикации, например, средневековые карты или оцифрованные книжные издания 18 века.
- Ещё один интересный канал познания — древние алфавиты: руника, солярные символы, санскрит, египетские и китайские иероглифы. Через них можно замотивировать не только на изучение истории, но и на интерес к языкам и иностранной литературе.
Согласитесь, удобно, потому что с литературой в рамках школьной программы картина примерно такая же, как и с историей: скучно, неинтересно и не очень-то важно (стереотип).
Ну и заключительный момент — закрепление полученной информации
- Мы же, вообще-то, имеем цель в виде успешной сдачи промежуточной аттестации. Здесь просто: контурные карты и многочисленные тесты на том же Я-классе, к примеру.
- Тесты мы нарешиваем до устойчивой «пятёрки», поскольку «производственные потери» знаний в виде нервозов от встреч с малознакомыми педагогами и смены обстановки неизбежны. Натренировались на «5», сдали на «4» — отличный результат. Обязательно обращаем внимание на ошибки в тестах, возвращаемся к темам, в которых они допущены, и разбираем их наиболее подробно.
Сейчас у детей уже есть собственные любимые периоды в истории, любимые государства и даже свой «исторический жаргон»
К примеру, младший читает учебник и возмущается: «Ну вот они что, идиоты? Сначала ставят короля, потом казнят!»
Старшая отвечает: «Это у тебя ещё фигня, погоди, дальше вообще дебилами станут! Вот про инквизицию начнётся, тогда и поговорим».
Или такое (из нынешнего): «У меня по истории дебилов остался только маленький кусочек про недебилов».
Интересуюсь: «А „недебилы“ — это кто?». Ответ: «А это Индия и Китай, они ничего такие, умненькие. Не то что ЭТИ!».
А альтернативщиков я без них, в тишине, и почитать не могу сейчас: подходят и в экран заглядывают: «Что читаешь? „Потеряное прошлое“? Ой, дай мне тоже!»
Не знаю, можно ли назвать это успехом, но мне, как главному лодырю, нравится, что предмет они изучают самостоятельно и в целом показывают неплохие результаты (ттт, конечно). На семейном обучении это — залог вашего спокойствия.
Если тоже ищете способы изучения профильных предметов, присоединяйтесь к беседам на нашем канале о семейном образовании
Автор: Светлана Селинская, фотограф, копирайтер, владелец личного подсобного хозяйства; мама двоих детей, оба на семейном образовании
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Другие статьи автора:
Главные вопросы к СОшникам: «А как же физика?»
Ещё про историю:
Фильмы для тех, кто ещё не любит историю, а сдавать уже надо