Найти тему

История — это сложно? От скучного учебника к любимым периодам и «историческому жаргону»

Оглавление
Никогда не считала историю сложным предметом. Возможно, потому, что за свою жизнь только экзаменом её сдавала 5 раз, просто привыкла.
Однако часто слышу, что детям (не моим, а вообще) она даётся достаточно тяжело, что приводят в качестве аргумента против перехода на семейную форму обучения.
Утверждаю: если найти подход, никаких сложностей не возникнет.

Мои дети абсолютно разные, в том числе по части интересов и приоритетных методов усвоения информации

Старшей нужно «нарисовать картинку» в воображении и увидеть «кино», тогда то, что она прочла, запомнится лучше всего.

Младший же не может похвастаться клиповым мышлением, он скорее дефектолог: ему проще запоминать, если он найдёт несовершенства и несостыковки, предложит варианты решения, практик то есть.

Отсюда выводим первый пункт алгоритма: нужно выявить, как именно ваш ребёнок лучше всего запоминает информацию? Через чтение, на слух, видеорядом, тактильно, в игровой форме или путём проведения собственных исследований?

Следующее отличие между моими детьми — подход к процессу обучения

Старшая исполнительна, заморочена на хороших оценках и старается вникать в суть, причём делает она это самостоятельно. Просто берёт учебник, открывает содержание, выстраивает себе план прохождения программы и устанавливает предельные сроки для этого.

Младшему нужно давать чёткое задание, обсуждать с ним все выявленные «несовершенства» и следить за соблюдением графика изучения предмета. Что такое «несовершенства» в его понимании?

Пример. Картинка, изображающая ямную охоту на мамонта, вопрос:

  • «Первое: зачем им такой здоровый, если их так мало?
  • И второе: а как они будут эту тушу оттуда доставать?
  • Не проще было копьями воспользоваться, вон же, есть у них?»

Вот и ответь ему! Так и хочется задвинуть альтернативную версию развития жизни на Земле, но он же запомнит и спутается на экзамене. Или нет? Как бы там ни было, вывелся второй пункт алгоритма: определите подход к обучению, наиболее эффективный именно для вашего ребёнка. Идём дальше.

Без интереса к предмету биться над результатами бессмысленно

Что я сделала? Паблики альтернативщиков и чёрных археологов, посещение древних городищ (благо, в шаговой доступности несколько), рейд по музеям древностей, легенды, мифы, сказы — в ход пошло всё.

А вот находки с городищ, исторические приключенческие романы типа «Сокровищ валькирии» С. Алексеева или «Трое из леса» Ю. Никитина реально затягивают.
А вот находки с городищ, исторические приключенческие романы типа «Сокровищ валькирии» С. Алексеева или «Трое из леса» Ю. Никитина реально затягивают.
  • Ещё Бажов — всё же на Урале живём.
  • Касаемо альтернативщиков — понятно, что там маркетинг, владельцы каналов большей частью просто переписывают посты друг у друга, но попадаются и любопытные публикации, например, средневековые карты или оцифрованные книжные издания 18 века.
  • Ещё один интересный канал познания — древние алфавиты: руника, солярные символы, санскрит, египетские и китайские иероглифы. Через них можно замотивировать не только на изучение истории, но и на интерес к языкам и иностранной литературе.

Согласитесь, удобно, потому что с литературой в рамках школьной программы картина примерно такая же, как и с историей: скучно, неинтересно и не очень-то важно (стереотип).

-3

Ну и заключительный момент — закрепление полученной информации

  • Мы же, вообще-то, имеем цель в виде успешной сдачи промежуточной аттестации. Здесь просто: контурные карты и многочисленные тесты на том же Я-классе, к примеру.
Карты дети раскрашивают по атласу, а не на память — таким образом я задействую у них дополнительные каналы усвоения информации. Фото автора
Карты дети раскрашивают по атласу, а не на память — таким образом я задействую у них дополнительные каналы усвоения информации. Фото автора
  • Тесты мы нарешиваем до устойчивой «пятёрки», поскольку «производственные потери» знаний в виде нервозов от встреч с малознакомыми педагогами и смены обстановки неизбежны. Натренировались на «5», сдали на «4» — отличный результат. Обязательно обращаем внимание на ошибки в тестах, возвращаемся к темам, в которых они допущены, и разбираем их наиболее подробно.

Сейчас у детей уже есть собственные любимые периоды в истории, любимые государства и даже свой «исторический жаргон»

К примеру, младший читает учебник и возмущается: «Ну вот они что, идиоты? Сначала ставят короля, потом казнят!»

Старшая отвечает: «Это у тебя ещё фигня, погоди, дальше вообще дебилами станут! Вот про инквизицию начнётся, тогда и поговорим».

Или такое (из нынешнего): «У меня по истории дебилов остался только маленький кусочек про недебилов».

Интересуюсь: «А „недебилы“ — это кто?». Ответ: «А это Индия и Китай, они ничего такие, умненькие. Не то что ЭТИ!».

А альтернативщиков я без них, в тишине, и почитать не могу сейчас: подходят и в экран заглядывают: «Что читаешь? „Потеряное прошлое“? Ой, дай мне тоже!»

Не знаю, можно ли назвать это успехом, но мне, как главному лодырю, нравится, что предмет они изучают самостоятельно и в целом показывают неплохие результаты (ттт, конечно). На семейном обучении это — залог вашего спокойствия.

Если тоже ищете способы изучения профильных предметов, присоединяйтесь к беседам на нашем канале о семейном образовании

Автор: Светлана Селинская, фотограф, копирайтер, владелец личного подсобного хозяйства; мама двоих детей, оба на семейном образовании

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

-5

Другие статьи автора:

Главные вопросы к СОшникам: «А как же физика?»

Ещё про историю:

Фильмы для тех, кто ещё не любит историю, а сдавать уже надо