Анджей Кублик (Andrzej Kublik)
Президент России Владимир Путин в очередной раз показал, что ему нет равных среди коммивояжеров российских газовых и нефтяных компаний. В ходе краткого визита на открытие Олимпиады в Пекине он встретился с китайским лидером Си Цзиньпином. После встречи Кремль объявил, что «Газпром» подписал новый договор на продажу газа Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорации (CNPC), а «Роснефть» собирается продать той же компании до конца 2033 года 100 миллионов тонн нефти. Поставлять ее в Китай она будет через территорию Казахстана.
Пекин отблагодарил Москву тем, что поддержал ее требования в сфере безопасности, касающиеся нерасширения НАТО на восток (речь идет в первую очередь о Грузии и Украине, но, возможно, также о Финляндии и Швеции).
Совместно против санкций США
«Газпром» сообщил, что в рамках нового контракта он будет ежегодно поставлять в Китай 10 миллиардов кубометров газа по «дальневосточному маршруту». Позднее пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков добавил, что договор рассчитан на 25 лет. Никакие другие детали не раскрывались. На это были причины. И СМИ, и эксперты в России не сомневаются в том, что китайцы получат газ с Южно-Киринского месторождения на шельфе острова Сахалин. Его разработке мешали секторальные санкции, которые еще 2015 году, когда Байден был вице-президентом, ввели США.
Южно-Киринское месторождение «Газпром» открыл в 2010 году и планирует добывать там 21 миллиард кубометров газа в год. Этого достаточно и для российского Дальнего Востока, и для Китая. Компания несколько раз переносила сроки его ввода в эксплуатацию, но, согласно новым планам, в следующем году добыча начнется.
Пока «Газпром» проложил газопровод длиной 1 800 километров с Сахалина через Хабаровск во Владивосток. Часть трассы пролегает вдоль китайской границы, и, как сообщает агентство Интерфакс, чтобы сырье смогло пойти в северо-восточные регионы Китая и Пекин, достаточно построить короткий (25 километров) отвод от магистрали. Если россияне предложили привлекательную цену, китайская сторона могла согласиться на их предложение, даже зная, что она рискует вступить в спор с США по поводу поддержки разработки российских месторождений, внесенных в американский «черный список». Одновременно Пекин показал, что он готов помогать Москве обходить западные санкции.
Бойся, Европа!
«Газпром» вел переговоры по новому контракту с Китаем с 2015 года, но подписать его удалось только сейчас, в обстановке нарастания напряженности между Россией и Западом, который опасается, что Москва, стягивая силы к украинской границе, готовит нападение на Украину.
Россия спровоцировала также энергетический кризис в ЕС, ограничив в конце прошлого года поставки газа и опорожнив хранилища в Германии, Австрии и Голландии, вместо того чтобы увеличить запасы накануне зимы. В итоге рыночные цены в декабре взлетели на рекордный уровень, что обернулось ростом тарифов на электроэнергию, подстегнуло инфляцию и привело к росту социальной напряженности и протестным выступлениям.
Путин обратился к открытому шантажу, пообещав Европе дешевый газ, если она разрешит запустить новый балтийский газопровод «Северный поток — 2» из России в Германию на условиях Москвы, то есть не станет распространять на него европейские антимонопольные нормы. В свою очередь, руководство ЕС не исключает, что в случае российского вторжения на Украину функционирование газопровода вообще окажется под вопросом.
В таких обстоятельствах договор «Газпрома» с Китаем приобретает особое значение. В 2014 году российский концерн заключил с Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорацией контракт на поставки газа с дальневосточных месторождений по газопроводу «Сила Сибири» сроком на 30 лет. Голубое топливо по нему пошло в конце 2019 года, а с 2025 года россияне планируют поставлять по нему 38 миллиардов кубометров газа в год. Подписав новый договор, «Газпром» сможет продавать Китаю в целом почти 50 миллиардов кубометров газа в год, а Китай обгонит Германию в списке крупнейших клиентов российского концерна.
Сейчас ведется подготовка к прокладке газопровода «Союз Восток», который планируется запустить в 2027 году. По нему транзитом через Монголию должно пойти 50 миллиардов кубометров российского газа в год. Если эту инвестицию удастся осуществить, через 10 лет «Газпром» будет ежегодно продавать Китаю уже около 100 миллиардов кубометров газа, это примерно две трети от объема российского экспорта в ЕС.
Китайцы получат сырье с месторождений, которые не служат ресурсной базой для экспорта в Евросоюз, то есть пока китайские контракты российского концерна не означают, что европейские страны рискуют лишиться газа от своего основного поставщика. Однако благодаря наращиванию объема поставок в Китай Россия будет меньше зависеть в финансовом плане от экспорта в Европу. Это означает, что Москва меньше пострадает, если, например, перекроет вентили на идущих в ЕС газопроводах. В будущем она может начать еще более решительно требовать от европейцев подписания долгосрочных контрактов, говоря, что иначе «Газпрому» не будет выгодно инвестировать в разработку месторождений. Такие долгосрочные контракты, однако, закрепляют зависимость Европы от российского газа, причем на десятилетия.