7,3K подписчиков

Мотоцикл «СОЮЗ» самый первый в СССР.

370 прочитали

Дорожный мотоцикл с одноцилиндровым четырёхтактным двигателем воздушного охлаждения «СОЮЗ» наверное один из самых первых и малоизвестных продуктов отечественного мотопрома. Попробую немного о нём рассказать. Материал об этом мотоцикле выйдет в двух статьях.

Немного предыстории в фактах

С 1913 по 1917 год Россия приобрела 16 133 мотоцикла. Самой популярной «иномаркой» был американский Indian: только армия купила более 2300 мотоциклов этого бренда.

1913. Команда УАР совершившая на мотоциклетках под руководством поручика Халютина круговой пробег по Финляндии в целях выяснения пригодности мотоциклета для военной службы. Источник : http://carretro.ru/?p=4403
1913. Команда УАР совершившая на мотоциклетках под руководством поручика Халютина круговой пробег по Финляндии в целях выяснения пригодности мотоциклета для военной службы. Источник : http://carretro.ru/?p=4403

До 1917 года полноценного про­ изводства мотоциклов в Российской империи не было: немногие выпускавшие мотоциклы компании занимались фактически лишь сборкой из импортных компонентов.

Зарождение мотодвижения

В 1914 году в Санкт-Петербурге (Петрограде) основано Всероссийское общество мотоциклистов (ВОМ). В том же году "Министерством внутренних дел" утвержден устав Всероссийского общества мотоциклистов, имевшего целью распространять «мотоциклизм» во всех его формах. Общество получило право устраивать общие поездки и экскурсии, организовывать состязания и испытания, устраивать выставки, вечера, балы и т. п. и открывать свои отделы по всей России. штаб-квартира "ВОМ", как указывалось, расположилась в редакции журнала "Автомобиль" (Литейный проспект, 36, квартира 3). Должность председателя ВОМ оставалась вначале вакантной и возглавлял деятельность вице-председатель штабс-капитан Азанчевский-Азанчеев П.Н.

Дорожный мотоцикл с одноцилиндровым четырёхтактным двигателем воздушного охлаждения «СОЮЗ» наверное один из самых первых и малоизвестных продуктов отечественного мотопрома.-4

Первым председателем ВОМ стал Андрей Платонович Нагель, издатель и главный редактор журнала «Автомобиль». Деятельность общества была прервана во время Первой мировой войны. «Мотоциклетное общество ВОМ» верну­ лось к работе в начале 1923 года.

Андрей Платонович Нагель - пионер русского автоспорта
Андрей Платонович Нагель - пионер русского автоспорта

В конце 1919 года в стране числилось 4 488 мотоциклов, лишь половина из них была на ходу. Уже в 1921 году возобновился ввоз мотоциклов из-за границы, но он смог лишь пополнять естественную убыль: в 1928 году парк мотоциклов в СССР составлял всего 5 000 машин.

Военное мотонаследие

Дорожный мотоцикл с одноцилиндровым четырёхтактным двигателем воздушного охлаждения «СОЮЗ» наверное один из самых первых и малоизвестных продуктов отечественного мотопрома.-6

После первой мировой и гражданской войны на территории страны осталось немало военного имуществе— аэропланы, броневики, пушки, автомобили, мотоциклы. Все это собирали и свозили на починку в специализированные мастерские иногда объединённые в заводы. Например на созданный в сентябре 1917 года в Москве «Мотомашине», первом предприятии такого рода, скопилось более полутора тысяч разбитых мотоциклов с эмблемами фирм Германии, Франции, Англии, США и других стран, участниц первой мировой войны и вооруженной интервенции. Многообразие машин дало повод рабочим в шутку называть свои склад «мотоциклетным интернационалом».

Поначалу в месяц восстанавливали 3— 5 машин, но постепенно штат увеличивался, появлялся опыт, и к середине 1921 года выпуск отремонтированных мотоциклов достиг 30 единиц.

Самое важное, что в то время было множество производителей мотоциклов, число моделей всех марок исчислялось сот­нями. Москвичам практически приходилось не ремонтировать, а реставрировать технику. Дело в том, что детали мотоциклов зачастую были не взаимозаменяемыми и документация отсутствовала.

Приходилось рассчитывать только на свои силы, чтобы возрожденный мотоцикл выехал за ворота завода своим ходом.

Но как раз эти трудности и «закалили» наших инженеров и рабочих. Они постепенно и тщательно изучили мировое мотоциклостроение и стали неплохо разбираться в устройстве незнакомых машин, домысливая, какими били утраченные детали и узлы, придумывали оснастку для их изготовления.

Рассказывают, что однажды московский завод посетил иностранный специалист. Осмотрев сверкающие свежей краской мотоциклы и те машины, которым только предстоял ремонт, ом признал, что такое восстановление разбитой техники куда сложнее серийного производства.

В конце 1919 года в стране числилось 4 488 мотоциклов, лишь половина из них была на ходу. Уже в 1921 году возобновился ввоз мотоциклов из-за границы, но он смог лишь пополнять естественную убыль: в 1928 году парк мотоциклов в СССР составлял всего 5 000 машин.

Вот только восстановленных мотоциклов пока явно недоставало. В 20-х годах возобновили импорт «моторных двухколёсок» с помощью государственной организации «Автопромторг».

Дорожный мотоцикл с одноцилиндровым четырёхтактным двигателем воздушного охлаждения «СОЮЗ» наверное один из самых первых и малоизвестных продуктов отечественного мотопрома.-7

Распространению подобной тех­ники в стране активно способствовала общественность, объединенная в автомотоклубы. Среди них ведущую роль играл московский автомобильный клуб (МАК), созданный 23 марта 1923 года. Его члены обучали водителей, испытывали мотоциклы и автомобили, знакомились с иностранным опытом, выпускали журнал «Мотора». Одновременно любители и профессионалы занимались пропагандистской деятельностью, призывали специалистов развивать советскую авто-мото промышленность.

Рождение СОЮЗа

Фото из книги Андрея Мятиева "Мотоциклы СССР. 1924-1945 гг",  2007 год.
Фото из книги Андрея Мятиева "Мотоциклы СССР. 1924-1945 гг", 2007 год.

И это принесло свои плоды. В феврале 1924 года группа инженеров московского завода ОСОАВИАХИМ-1 (бывшим «Дунс») — П. Н. Львов, Е. Э. Гропиус, А. Н. Седельников, И. А. Успенский приступи к проектированию первого советского мотоцикла, через три месяца его начали собирать, и к концу года он был построен.

В журнале «Мотор» № 2 за 1925 год вышло первое описание мотоцикла «Союз».

Дорожный мотоцикл с одноцилиндровым четырёхтактным двигателем воздушного охлаждения «СОЮЗ» наверное один из самых первых и малоизвестных продуктов отечественного мотопрома.-9
СУХАЯ МАССА, кг - 123,5
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч - 70
РАСХОД ТОПЛИВА, л на 100 км - 3,0
СЦЕПЛЕНИЕ - многодисковое, сухое
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ - трёхступенчатая
МОТОРНАЯ ПЕРЕДАЧА - цепью
ПЕРЕДАЧА НА ЗАДНЕЕ КОЛЕСО - цепью
ПОДВЕСКА ПЕРЕДНЯЯ - короткорычажная
ПОДВЕСКА ЗАДНЯЯ - свечная
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА - механическая
ТОРМОЗА - один барабанный, на заднее колесо
КОЛЁСА - спицованные
РАЗМЕР ШИН-26x3,00
РАМА - трубчатая, стальная
ДВИГАТЕЛЬ - одноцилиндровый, четырёхтактный, воздушного охлаждения
ДИАМЕТР ЦИЛИНДРА И ХОД ПОРШНЯ, мм - 80,1 х 100
РАБОЧИЙ ОБЪЁМ, см3 - 502
СТЕПЕНЬ СЖАТИЯ - 4,6
МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ - IOЕ «клапан над клапаном»

В следующей статье расскажу об истории производства мотоцикла «СОЮЗ».

Дорожный мотоцикл с одноцилиндровым четырёхтактным двигателем воздушного охлаждения «СОЮЗ» наверное один из самых первых и малоизвестных продуктов отечественного мотопрома.-10

Немного ссылок на статьи моего канала, которые могут быть вам интересны!

  • 5 фактов о первом в СССР мотоцикле-вездеходе.
  • История рождения мотовездехода «ТУЛА».
  • Мотоцикл повышенной проходимости ТМЗ-5.951 «Тула» - модернизация и не выпущенные модели.
  • ТОП-10 мотоциклов- кастомов 2021 года.
  • «Американский чоппер» - как обстоят дела у Пола Тетула старшего после окончания известного шоу о строительстве мотоциклов?
  • 8 редких раритетных мотоциклов «из амбара» выставлены на аукцион.
  • 5 историй о случайных находках редких мотоциклов.