Святой Исаак Сирин пишет: «кто делает добро ради воздаяния, тот скоро изменяется». Под воздаянием подразумевается не только то, что я ожидаю от человека, которому делаю добро в 10 раз больше. Это конечно присутствует, добро из корыстных целей. Тут речь и воздаянии небесном тоже. Вот я подал нищему возле церкви рубль, а от Господа ожидаю как минимум лимончик.
Оказывается, если мы делаем добрые дела, даже те, которые Господь повелевает делать, с расчётом, что Господь нам обязан выдать вознаграждение, то такой человек не устоит в своей добродетели. Он становится дельцом, такой дебит-кредит: я тебе, а ты, Господи, мне. Помните, как писал Лютер своему духовнику, я уже столько лет подвизаюсь и ничего у меня нет, никакого дара прозорливости или ещё чего такого. Он в недоумении.
Как же делать? Ведь есть заповедь, чтобы мы делали добро друг другу. Мы должны делать это ради исполнения заповеди. Быть милостивым – это нормальное свойство человека. Бескорыстность очень ценится даже среди нас – грешных людей. Тем более она ценится, когда мы делаем это перед Богом. Не за награду. А то некоторые понимают Царствие Божие как награду. Нет, Царствие Божие внутри вас есть. Это исцелённая душа человека, в которой может пребывать Бог.
Одна из бед западного христианства – это заслуги, награды. Это порождает тщеславие, порождает мнение о себе, порождает внутреннюю душевную корысть. Мы часто видим в Священном Писании такие слова и притчи о награде, но как говорит Иоанн Златоуст – это говорится ради простого грубого народа, который не понимает по-другому. А ради чего я буду делать добро, если взамен за это ничего не получу? А что мне от этого будет? Ради заповеди, ради любви к Богу.
Когда мы по любви что-то делаем, своим детям или какому-то нищему, мы что ожидаем от него какой-то корысти что ли? У него ничего нет, но по любви мы делаем и не ожидаем от него ничего. Вот также надо делать и для Бога. Это будет благом для души. Но если только делаем это бескорыстно.
Вспомним ещё одни слова святого Исаака Сирина: «воздаяние же бывает уже не добродетели и труду ради её, но рождающемуся от них смирению». Смирение рождается, когда мы исполняем заповеди бескорыстно. Когда боремся с этим чувством ожидания прибыли от Бога. Если не будет этого смирения, то напрасны все труды и все добродетели. Вот вам расшифровка. Всё рассыпается как карточный домик, когда мы делаем что-то ради воздаяния, а не ради Бога.
Какая корысть была у Бога, когда Он пострадал за нас?