Найти в Дзене

Советские граждане, спасавшие евреев во время Холокоста

Оглавление

Они не сражались с оружием в руках – их оружием были мужество, благородство и гуманизм. Рискуя собственной жизнью и жизнью своих семей, они укрывали евреев в своих домах во время Великой Отечественной войны. Мы расскажем вам пять таких историй, произошедших в СССР.

С 17 января по 4 февраля в России прошла Неделя памяти жертв Холокоста. Это серия мемориально-просветительских мероприятий, приуроченных к Международному дню памяти жертв Холокоста, который отмечается 27 января, в день освобождения концлагеря Освенцим Красной Армией в 1945 году.

-2

В этот день мы также вспоминаем людей, которым государство Израиль присвоило звание «Праведник народов мира». Это звание присуждается неевреям, которые помогли спасти этнических евреев во время нацистской оккупации Европы во время Второй мировой войны. В России звания «Праведник народов мира» удостоены 215 человек. Мы выбрали из их числа пять, чтобы рассказать вам о них.

1. Пелагея Григорьева: вторая мама Ефима Трубина

-3

Ефим Трубин родился 12 мая 1938 года в Ленинграде. В 4 года мать отправила его на летние каникулы в село Коконогово Псковской области к своей знакомой Пелагее Григорьевой. Когда началась Великая Отечественная война, родители Ефима не смогли приехать за сыном, и Ефим остался в деревне. Когда началась оккупация, Пелагея попросила мальчика обращаться к ней как к матери, чтобы он мог скрыть свои еврейские корни.

Ефим и Пелагея жили в доме ее брата Егора, который ушел от них, чтобы присоединиться к советским партизанам. Жена и дети Егора жили с ними. В дом часто приходили немецкие солдаты – искали партизан. Все члены семьи знали, что мальчику грозит неминуемая опасность, но никто не выдавал его еврейского происхождения. За три года жизни со своими спасителями Ефим так свыкся с Пелагеей, что, действительно, стал считать Пелагею своей матерью. Женщина каждый день рисковала жизнью, чтобы спасти ставшего ей дорогим еврейского ребенка, лечила его и часто отдавала ему свой последний кусок хлеба.

В марте 1945 года родители Ефима нашли сына, но он их не узнал и отказался возвращаться с ними в Ленинград. Ефим Трубин считал Пелагею Григорьеву своей матерью, поэтому был готов ехать, только при условии, что она поедет с ним.

Пелагея прожила в доме семьи Трубиных более 14 лет и стала полноправным членом семьи. Однако тоска по родному селу заставила женщину вернуться в Коконогово. С тех пор Ефим Трубин больше никогда не слышал ее голоса и не получал ответа на свои письма. Сообщается, что Пелагея умерла в родном селе в 1967 году.

В 2001 году Пелагее Григорьевой посмертно было присвоено звание «Праведник народов мира».

2. Екатерина Королькова: спасительница Фриды Рабинович

-4

Незадолго до начала войны Екатерина Королькова работала медсестрой в психиатрической лечебнице в селе Колмово, которое находилось под Великим Новгородом (ныне в черте города). Во время оккупации палата была превращена в госпиталь для раненых солдат и мирных жителей. Однажды Екатерина познакомилась с восьмилетней девочкой по имени Фрида Рабинович, дочерью своего бывшего коллеги, раненого в ногу. Мать девочки по требованию гитлеровцев была вынуждена вместе с другими евреями покинуть поселение.

Несмотря на то, что персонал больницы знал о еврейском происхождении Фриды, все помогали в ее лечении и скрывали ребенка от нацистского «правосудия». Екатерина Королькова забрала девочку домой и стала ей второй мамой. Во время обысков женщина спрятала ребенка, а позже решила крестить Фриду, чтобы получить справку на новое имя. Новым именем Фриды стала Люба Королькова.

В конце 1943 года персонал госпиталя был переведен в Литву, и семья Екатерины Корольковой не избежала депортации. В августе 1941 года нацистские солдаты расстреляли ее сына, а дочь по рождению депортировали на принудительные работы в Германию.

После окончания войны Фриду нашел дядя и увез в Ленинград. Несмотря на разлуку, Фрида поддерживала связь со второй матерью до последнего дня своей жизни.

В 1999 году Екатерине Корольковой было посмертно присвоено звание «Праведник народов мира».

3. Тамара Артемьева: няня, спасшая своего ребенка

К сожалению, фотографии Тамары Артемьевой нет.

До начала Великой Отечественной войны Тамара Артемьева жила в Ленинграде и была няней трехлетнего еврейского мальчика по имени Марк Фельдман. Летом 1941 года Фельдманы (бабушка и Марк) поехали с Тамарой на отдых в село Загромотье (Псковская область), где жили все родственники Тамары.

22 июня 1941 года, в день начала Великой Отечественной войны для СССР, они были в деревне, но бабушке пришлось вернуться в город. Она решила оставить внука в этом тихом месте, так как считала, что село было самым безопасным местом для ребенка во время войны. Однако туда добрались и нацисты.

Местные знали об этнической принадлежности Марка, поэтому после прихода оккупантов семья Артемьевых опасалась, что на них кто-то донесет. Но ни один человек не выдал тайну ребенка. Во время войны у Тамары Артемьевой было много несчастий: отец умер от сердечного приступа, а дом сгорел, заставив их переехать. Весной 1944 года Марк вернулся домой к матери и бабушке.

В 1995 году Тамаре Артемьевой, а также ее родителям Василию и Полине было присвоено звание «Праведник народов мира».

4. Вера Бурячок: маленькая семья

-5

Вера Бурячок жила одна (родственники были сосланы в Сибирь, а муж и сын убиты) на хуторе Незаймановский Тимашевского района Краснодарского края.

Район был оккупирован гитлеровцами в августе 1942 года. Однажды женщине рассказали об эвакуированном пятилетнем еврейском мальчике из Ленинграда, который остался без родителей. Некоторое время Гена (Генрих) жил у соседей Веры, но семья не заботилась о нем, и мальчик целыми днями бродил по улицам, выпрашивая у людей еду. Вера решила взять Гену к себе, понимая, на какой риск идет. Но эти двое так привязались друг к другу, что он заменил её умершего сына, а Вера ему - мать.

После освобождения области женщина попросила у властей разрешения на усыновление ребенка, так как считала его родителей мертвыми. Однако в 1943 году после долгих поисков на хутор пришла сестра Гены. Несмотря на сильную привязанность к мальчику и свое одиночество, Вера Бурячок отпустила ребенка, понимая, что родная мать ждет его, так как ей тяжело разлучаться с сыном.

Гена вернулся к родителям, но каждое лето вся семья приезжала к его спасительнице, чтобы навестить ее и помочь по хозяйству.

В 1997 году Вере Бурячок посмертно присвоено звание «Праведник народов мира».

5. Инна и Изабелла Дудины: неразлучные сестры

-6

В начале войны Изабелла Дудина жила в Ленинграде, позже переехала в Курск к отцу. Практически сразу после этого в город вошли гитлеровцы.

В 1941 году в дом семьи Дудиных пришла женщина с просьбой спасти ее племянницу Инну Ларенц, которую никто не согласился приютить. Отец Изабеллы Николай и мачеха Любовь согласились оставить у себя маленькую Инну, несмотря на серьезную опасность укрытия евреев. Во время войны нацисты разыскивали не только взрослых евреев, но и детей, поэтому им тоже приходилось прятаться. Уже на следующий день было решено крестить Инну, чтобы она получила новое имя, не вызывающее подозрений у нацистов. Девочку теперь звали Нина Ларина, и она стала сводной сестрой Изабеллы.

Соседи не любили семью, тайно спрятавшую еврейского ребенка, но доносы как-то не привлекли внимания немецких солдат. Помимо спасения девочки, семья Изабеллы помогала конвоировать бежавших из плена солдат и офицеров в лес и тайно лечившихся в городе. Среди них было несколько евреев.

Во время войны Инну несколько раз забирали в милицию, и сестра провожала ее в участок. Усердным трудом Изабелла научила младшую сестру говорить без акцента и уверенно вести себя на допросах.

После окончания Второй мировой войны отец Инны приехал в город, чтобы найти ее могилу. Он испытал невероятную радость, когда узнал, что она жива и находится в любящей семье Николая Дудина.

В 1997 году Дудины – Николай, Любовь и Изабелла были удостоены звания «Праведник народов мира».