Во время Второй мировой войны в Германии был создан целый ряд любопытных проектов вооружения. Среди них можно отметить авиационный комплекс "Mistel" (Мистель), состоящий из бомбардировщика, модифицированного под авиабомбу и самолета управления.
Идея создать боевую машину в виде пилотируемого самолета, устанавливаемого на более крупный самолет, начинённый взрывчаткой, родилась в 1939 году в голове техника и заводского летчика фирмы "Юнкерс" Зигфрида Гольцбаура. Но тогда идея лётчика не была востребована, как не имеющая шансов на практическое применение.
Немцы "созрели" для реализации этой идеи вместе с тем, когда начали осознавать, что количества оставшихся дальних бомбардировщиков Не 177 явно недостаточно для нанесения эффективных бомбовых ударов по производственным объектам Великобритании и Советского Союза. Такое положение дел давало возможность противнику вести относительно бесперебойный выпуск военной техники, а с точки зрения немецкого генералитета это было недопустимо.
Таким образом, в 1943 г., немецкий институт DFS приступил к разработке авиационного комплекса, состоящего из самолёта Ju 88А-4, переоборудованного в "летающую бомбу" и истребителя Мессершмитт Вf 109-4, выступающего в качестве самолёта управления. Причём, нужно отдать должное немецкой рачительности- для переделки в "Мистели" использовались потрёпанные машины с приближающимся окончанием срока службы двигателей. У бомбардировщика не было экипажа. Управление бомбардировщиком было связано с управлением соответствующими элементами на истребителе.
Носовая часть "Юнкерса" демонтировалась и на его место устанавливался кумулятивный заряд, изготовленный фирмой HASAG (Hugo Schneider AG).
Общий вес боевой части "Мистела" составлял 3,5 тонны, из них 1,7 тонны составляли взрывчатые вещества (70 % гексогена и 30 % тринитротолуола). Конический детонатор, именуемый "хоботом слона", заблаговременно инициировал направленно-сосредоточенный взрыв (до попадания основного тела боевой части в цель).
Основываясь на расчетах с использованием данных испытаний, немцы пришли к почти невероятным значениям эффективности этой боеголовки, которая должна была пробить слой бетона толщиной до 18 метров. Даже любая существующая стальная броня не способна была бы выдержать попадания "летающей бомбы".
Взлёт сцепки осуществлялся благодаря работе двигателей двух самолетов. После того как сцепка набирала высоту , двигатель истребителя отключался и полет проходил за счёт двигателей "Юнкерса".
При заходе на цель пилот вновь запускал двигатель истребителя, направлял бомбардировщик на цель и блокировал управление. На достаточном расстоянии самолёт управления отделялся от бомбардировщика. И если все шло хорошо, цель уничтожалась, а машина управления возвращалась домой.
Испытания "Мистелей" закончились в середине весны 1944 г. Первый боевой вылет состоялся в июне 1944 года и закончился неудачей, поскольку Bf 109F-4 вынужден был отцепиться от "Юнкерса" не долетев до цели, чтобы отразить атаку английского истребителя.
Применение на практике "Мистель-1" и его модифицированных вариантов ограничилось их применением против флота союзников во время высадки войск в Нормандии.
Планировалось применение "Мистелей" для воздушных ударов по электростанциям в Москве, Горьком (ныне Нижний Новгород), Туле, Сталиногорск (ныне Новомосковск) в рамках операции "Железный молот". Однако стремительное наступление советских войск, вынудило руководство рейха отказаться от своих планов.
В последние месяцы войны "Мистели" нашли применение для ликвидации переправ и мостов через реку Одер.
Тем не менее боевые вылеты "Мистелей" проводились вплоть до самого конца войны. Сбитые "Мистели" вызывали жаркие споры у советских летчиков-истребителей и союзников: как их засчитывать - за один или за два самолёта.
Точное количество созданных "Мистелей" неизвестно, но по имеющимся данным их было произведено около 250 штук.