Найти в Дзене
Истории об истории

Цены на дома, автомобили и другую роскошь в царской России. Что мог себе позволить простой рабочий

Оглавление

Своей главной задачей российские революционеры считали улучшение условий жизни рабочих и крестьян. Но действительно ли рабочие жили плохо? И что из предметов роскоши они могли себе позволить?

Зарплата

Зарплата рабочих в Российской империи была невысока, но очень различалась в зависимости от квалификации, специализации и места жительства трудящегося.

Работницы карточной фабрики
Работницы карточной фабрики

Так, например, в 1913 году дворник получал около 18 рублей, красильщик — 28 рублей, слесарь — 56 рублей (по данным Счетной палаты). Средняя зарплата рабочего составляла примерно 23 рубля в месяц или 276 рублей в год.

Подростки, работающие в обувной мастерской
Подростки, работающие в обувной мастерской

Во время визита в США Хрущев вспоминал: «Как слесарь до революции я зарабатывал 40-45 рублей в месяц». По его словам, он мог себе позволить снять квартиру, хорошо одеваться и питаться. Но сколько пришлось бы работать Хрущеву, чтобы приобрести автомобиль или дом?

Автомобили и летательные аппараты

Компания «Русо-Балт» была известнейшим производителем автомобилей в Российской империи. Компания выпускала несколько моделей, которые отличались двигателем, кузовом и другими конструктивными элементами.

Самой дешевой и массовой машиной «Русо-Балта» считалась модель К-12 (около 5500 рублей), самой дорогой — модель С-24 (в среднем стоившая 7500 рублей).

Автомобиль «Русо-Балт»
Автомобиль «Русо-Балт»

Основными покупателями автомобилей были члены императорской семьи и богатейшие люди России. Известно, что автомобилями «Руссо-Балт» владели император Николай II, великий князь Константин Константинович, князь Борис Голицын, граф Сергей Витте.

Простому рабочему этот предмет роскоши был не по карману. При средней зарплате в 276 рублей в год на самый простой автомобиль рабочий копил бы 20 лет (при условии, что в копилку шла вся зарплата целиком).

Помимо автомобилей в Российской империи продавали аэропланы и гидросамолеты. Они стоили почти в два раза дороже автомобилей — около 9300 рублей. На летательный аппарат рабочий откладывал бы 34 года.

Дома и квартиры

До революции дома, квартиры и даже углы или койки чаще всего снимали. Купить или построить недвижимость могли только самые обеспеченные люди. Цены очень кусались.

Многие рабочие переезжали в город из сел. Вернувшись в деревню, они могли возвести дом. Согласно смете стоимость постройки кирпичного «крестьянского домика» площадью около 70 м² составляла 920 рублей (из «Трудов местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности», Нижегородская губерния, 1903 год). То есть, откладывая всю зарплату, рабочий накопил бы на домик за 4 года.

Квартиры почти не продавались. Многоэтажки в городах чаще всего строили для сдачи внаем (доходные дома, ночлежные дома). Квартиры в доходных домах очень различались, а их стоимость зависела от расположения дома, количества комнат, удобств, этажа.

В среднем, в начале XX века за квадратный аршин (0,5058 м²) в петербуржской квартире платили около 25 копеек. Таким образом аренда 50-метровой квартиры обошлась бы в 25 рублей в месяц. Рабочие не могли себе позволить подобное жилье, поэтому чаще всего снимали комнату или угол, обходившиеся гораздо дешевле.

Дореволюционный ночлежный дом для бедных
Дореволюционный ночлежный дом для бедных

Кроме того, многие заводы и фабрики обеспечивали сотрудников бесплатным жильем, условия в котором, правда, были далеки от комфортных.

Рабочие казармы в Российской империи
Рабочие казармы в Российской империи

Техника

Начало XX века — время научно-технического прогресса, когда такие новинки, как фотокамеры, граммофоны, патефоны, велосипеды, пишущие и швейные машинки, начинали входить в широкий обиход.

Все они стоили недешево. Так, например, граммофоны продавали за 35-100 рублей, патефоны — за 40-60 рублей, швейные машинки — за 50 рублей. Цена велосипеда в конце XIX века составляла около 150 рублей. В начале XX века двухколесные машины подешевели до 100 рублей в среднем.

Откладывая все заработанное, рабочий мог бы накопить на велосипед примерно за два месяца, а патефон приобрести за месячную зарплату.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!

Что ещё почитать: