Найти тему
Legal Academy

Как продать ничто: есть ли законная управа на инфоцыган

Оглавление

Успешный успех, Х10 к доходу, личное счастье, сверхспособности — это, как по щелчку пальцев, может обрести любой желающий, не напрягаясь. Бесчисленные коучи, менторы, учителя, гуру готовы облагодетельствовать страждущих и дать информацию, благодаря которой те наконец-то заживут как надо.

Источник изображения: pixabay.com
Источник изображения: pixabay.com

Пользователи действительно готовы выкладывать приличные суммы за «волшебную таблетку». Иногда речь идет о сотнях тысяч рублей. В итоге учителя оказываются некомпетентными, а польза от наставлений — нулевой. Эта «диаспора» часто именуется «инфоцыганами». Кто они такие с точки зрения права? Попробуем разобраться.

Что такое «инфоцыганство»

Ведущий юрист юридической фирмы INTELLECT Михаил Хохолков поясняет, что в большинстве случае под  «инфоцыганами» понимают людей, которые продают информационный продукт, не имеющий ценности, общеизвестную информацию под видом курсов и образовательных услуг. «Трудно провести градацию между хорошими курсами и пустышками. Критерии здесь условны», — подчеркивает он.

Подробный анализ термина проведен юристом практики «Интеллектуальное право. Трудовые отношения и споры» юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнёры» Юлией Козявиной. «С точки зрения специалиста по интеллектуальной собственности, инфоцыгане — не только те люди, информационный продукт которых не несет в себе образовательной значимости и полезности, но и те, которые создают инфопродукты на базе чужих или полностью копируя идею и проект другого лица», — говорит она.

Есть еще один признак инфоцыганского продукта: его практическую полезность невозможно оценить.

«По результату прохождения какого-то курса Вы не способны провести прямую параллель между результатом и приобретенным информационным продуктом. К примеру, Вы не сможете определить, исполнилось ваше желание лишь потому, что вы правильно формулировали запросы в космос или все-таки потому, что сделали действительно больше работы для того, чтобы оно воплотилось в жизнь», — считает юрист.

Стоит обратить внимание и на такой аспект. Если на создание инфопродукта затрачено меньше времени и ресурсов, чем на продвижение — это верный признак недоброкачественности.

К примеру, любимый блогер запускает курсы каждый месяц. Промежутков в их рекламировании курсов нет. На таргетинг и маркетинг затрачены огромные ресурсы, а программа не меняется уже несколько потоков.

«Инфоцыганский продукт всегда идеален с точки зрения автора продукта. Вы увидите кучу отзывов и ни одного негативного, при рекламе продукта будет миллион раз указано на то, что он уникальный и единственный в мире. Увы, даже в отношении ресторанов, имеющих 3 звезды Мишлен, есть негативные отзывы, и это абсолютно нормально. Именно это позволяет сформировать мнение о продукте. Но только не об инфоцыганском, так как в нем нет нюансов, недоработок и недовольных потребителей, по мнению автора продукта», —  заключила Юлия Козявина.

Кому нужна лицензия?

Главная сложность для потребителя — понять качество предлагаемого инфопродукта. Скажем, в случае с психологами или коучами можно говорить о каком-либо документе, подтверждающим квалификацию. Но что делать с многочисленными тарологами, наставниками, экспертами по глубинной распаковке личности?

Может быть, есть смысл опираться на наличие лицензии на оказание образовательных услуг?

По словам Елены Юловой, основателя Forensic Alliance, Председателя МКА «Юлова и партнеры», лицензия не имеет значения. Главное — ценность содержания.

«Я за то, чтобы материал предварялся предварительным бесплатным видеороликом, в котором и автора материала можно увидеть, почувствовать, и в котором автор может рассказать о продукте так, чтобы было понятно — есть в нем потребность или нет», — говорит она.

Необходимость лицензии зависит от самого продукта. «Например, если кто-то учит обжигать горшки, готовить то или иное блюдо, зачем она нужна? Образовательная это услуга или нет, если меня, к примеру, обучает разговорному иностранному языку носитель языка?», — рассуждает Елена Юлова.

Больше определенности в сфере услуг, традиционно считающихся образовательными — учебные курсы, с помощью которых можно освоить профессию или повысить квалификационный уровень. Здесь без лицензии не обойтись.

«Но в этой сфере все-таки вопросов больше, чем ответов, — полагает она. — Например, курсы повышения квалификации Федеральной палаты адвокатов, которые ведут признанные авторитеты в профессии — должны ли быть в данном случае лицензии? Дать однозначный ответ проблематично».

Юлия Козявина подчеркивает, что почти никогда авторы информационных продуктов не указывают, что занимаются образовательной деятельностью, т.к. она регулируется законом «Об образовании в РФ». А это дополнительные юридические и организационные сложности.

Скорее всего, инфобизнес будет использоваться понятие «просветительская деятельность», появившееся в законе в 2021 году. Как новые положения будут реализовываться на практике, покажет время.

Но при этом, вероятно, большая часть информационных продуктов останется за пределами подобного регулирования.

Михаил Хохолков, говоря о лицензии на образовательную деятельность, подчеркивает, что интернет-тренеры и коучи не позиционируют свою работу как образовательную. «Как правило, вся схема обучения заключается в открытии материалов для ознакомления. То есть, к примеру, предоставление доступа к какому-нибудь видео — это и будет предоставляемая услуга», — указывает он.

Иными словами, закон не имеет никаких претензий к авторам онлайн-курсов, если те не допустили неточностей в формулировках или рекламе.

Как продать ничто: есть ли законная управа на инфоцыган - читайте на портале "Сфера".