Как известно, существует несколько способов передвижения по планете. Самый быстрый это самолет. Я лично их не люблю. Мне доводилось летать, но, если честно это весьма скучный способ преодоления расстояний. Хотя быстрый, да. Это я не буду отрицать. Есть автотранспорт. Мне он не нравится из-за тесноты. Туда же относятся и автобусы. Пешком или на велосипеде слишком медленно и что у нас остаётся? Правильно. Остаётся у нас великолепная железная дорога.
Хотя бы раз в год я стремлюсь проехать на поезде и желательно с ночевкой. Обычно это мне удаётся. Думаю, что вы примерно представляете, как выглядят современные поезда. И надо заметить, что они весьма сильно отличаются в лучшую сторону от поездов, которые бегали ещё 15 лет назад. Комфорта стало больше, старые вагоны постепенно убирают. Да и вообще изменилось само отношение к пассажирам. Иногда читаю какие-то возмущенные отзывы, но я лично ни разу не попадал на каких-то хамоватых проводников. Возможно, мне везёт. При этом кататься мне доводилось по разным местам как от Москвы и до Самары, так и от Омска до Красноярска. Носило меня от Ростова до Тулы, и от Воронежа до Калининграда. В общем, опыт, определенный имеется. Но мы сегодня будем говорить не о современной железной дороге, а о том, как выглядела эта самая железная дорога больше ста лет назад. И тут надо понимать, что отличий от современности там хватает.
Как минимум стоит взглянуть на фотографию работников этой самой железной дороги. Предположительно это люди с Курского железнодорожного узла. Какие удивительные и непривычные лица не правда ли? Ирония же в том, что сейчас мода на бороды внезапно снова вернулась. Хотя вот уж, казалось бы, такая штука как борода навсегда ушла в прошлое. Но нет. Мода в очередной раз показала, что она идёт по спирали. С другой стороны, подобные головные уборы сейчас все-таки не носят. Но кто знает, что будет в ходу через 10 лет? Может быть, как раз такие картузы.
Думаю, что если я не подскажу, то вы не догадаетесь, что именно происходит на этом фото. А происходит здесь молебен. Довольно занятно наблюдать как некогда забытый ритуал сейчас возвращается в нашу реальность. За 70 лет советская власть не искоренила окончательно религию и сегодня мы можем наблюдать ренессанс всего этого дела.
Фотография же сделана в Нижнем Новгороде на заводе «Сормово» в честь выпуска сотого паровоза. Без сомнений это было знаковым событием как для простых рабочих, так и для вообще железных дорог. Год к слову здесь 1899. И на тот момент развитие паровозов было чем-то вроде последующего выхода в космос.
У следующей карточки очень трогательная подпись. «В память совместного служения». Насколько я понимаю работа на железной дороге была делом не военным, но относились к ней как к службе. Какое богатое слово «служба» не правда ли? Сейчас так никто не говорит. Ушли в прошлое подобные формулировки. А снимок же датируется уже двадцатым веком. Это 1907 год. Интересно живы ли какие-нибудь потомки этих мужчин? Надеюсь, что да. И какой-нибудь правнук с гордостью показывает своим детям своего прадедушку. Хотя революция потом так перемешала всё, что вся эта история могла затеряться где-то.
А это у нас снова 19 век. На этот раз кадр со станции Нарва, датируемый аж 1875 годом. Неужели в ту пору фотографии достигали такого великолепного качества? Почему-то есть ощущение, что это какая-то ошибка. Хотя может быть и нет. К слову на снимках мелькает любопытная деталь постепенно уходящая в прошлое. Если вы любите железную дорогу, то должны были обратить внимание как постепенно исчезают деревянные шпалы. Их сейчас встречаешь всё реже и реже.
Очень милый кадр. Здесь люди целенаправленно фотографируются на фоне проходящего мимо поезда. Ой, то есть паровоза конечно же. Тогда бегали по просторам нашей необъятной страны исключительно паровозы. На память о них рядом со многими железнодорожными вокзалами сохранились водонапорные башни. Тоже между прочим интересный радел истории. Ведь у многих башен есть своё лицо.
На этом же снимке меня смущает молодой человек на носу у паровоза. Неужели туда можно было спускаться во время движения? Сам же паровоз производит впечатление именно в движении. Даже не знаю почему так.
Заглянем в цех завода. Не то что бы я много бывал на производствах, но в целом есть ощущение, что атмосфера сохранилась там и спустя столетие. Подозреваю, что и запахи, и манера общения была век назад точно такой же, как и сейчас. Хотя вот тут может быть я и ошибаюсь.
Ну а вот уже и готовое изделие, созданное всё на том же заводе в Сормово. Судя по цифрам это паровоз номер 217, только фотография видимо перевёрнута зеркально. Предположу, что цифры значат именно количество выпущенных паровозов. Сейчас же такие штуки музейная редкость, хотя и встречаются по всей стране. Возможно эксперты поправят меня и скажут, что такие модели не сохранились, но меня не покидает ощущение, что где-то я видел нечто подобное.
А вот юбилейный сотый паровоз, но он точно другой модели. Во всяком случае визуально сильно отличается от предыдущей марки. Год к слову 1899. С тех пор пронеслось несколько эпох. В некоторых же странах теперь по железной дороге гоняют на нереальных скоростях. Но к сожалению, не у нас.
Очередной дореволюционный снимок сделанные где-то в Ярославской губернии. Интересно как работалось зимой в подобных машинах? Всё-таки тогда ещё технологии не достигли того совершенства, что сейчас. И к слову именно вот эти все современные технологии и приводят меня в восторг.
А вот попалось мне кое-что невообразимое. Как-то никогда я не задумывался о том, что двухэтажные вагоны не такое уж современное изобретение. Оказывается, опыт строительства таких вещей у нас есть. И делали их в Твери ещё в начале двадцатого века. Вот только я не знаю опытные ли это экземпляры или всё же успели они поездить по нашим дорогам.
Другой образец всё с того же тверского завода. Разве это не прекрасно? По-моему, очень даже прекрасно. И как кому-то может не нравится железная дорога и всё что с ней связано я не понимаю. Одно из величайших изобретений человечества. Кстати вот на двухэтажных вагонах я ни разу не ездил, что надо исправить в обязательном порядке.
Отдельный раздел истории такого транспорта — это узкоколейные железные дороги. Штука сегодня практически полностью ушедшая в прошлое. Лишь в немногих местах она сохранилась как транспортное средство и ещё конечно же там катают туристов. Тоже к слову явление которое я никогда не видел в реальности. Всё как-то мои маршруты не совпадают.
Вот таким же прекрасным фото я окончу подборку.
Напоследок надо что-то сказать, но вместо слов лучше дам совет - приобретайте билеты на поезд и отправляйтесь в путешествие. Именно железная дорога всегда приносит незабываемые впечатления, а не самолет. У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.