Случайная удача приносит больше радости, чем закономерный успех.
Проверено на практике. Самолично.
Долго же мне пришлось повозиться, напрягая мировой разум и свою память, в поисках советских и российских фильмов, в которых звучит музыка из балета "Лебединое озеро" Петра Ильича Чайковского.
Условия были поставлены довольно жёсткие: картина должна быть не о жизни композитора и не про балет.
В итоге получилось отобрать только четыре эпизода из фильмов, ставшими достаточно популярными у зрителя.
Сестра, включи телевизор погромче
Несомненным лидером по известности (упоминаемости) является концовка комедии "Кавказская пленница" Леонида Гайдая .
Товарищ Саахов сквозь дремоту "смотрит" уникальный беспроводной телевизор. Показывают четвёртый акт "Лебединого озера". Следующая затем шуточная инсценировка самосуда проходит под бурную музыку финала:
Мы пришли, чтобы судить тебя по закону гор. За то, что ты хотел опозорить наш род, ты умрёшь, как подлый шакал.
Воссоединение на чёрно-белом экране Зигфрида и Одетты может символизировать примирение незадачливого алкоголика-фольклориста Шурика с красавицей-комсомолкой Ниной.
Режиссёр Саид Абишев считает, что:
если обратиться к киносъёмкам классической версии балета мы увидим, режиссёр выбрал именно тот музыкальный фрагмент, в котором принц Зигфрид борется со злым гением Ротбардом и побеждает его, сбрасывая с утёса в бушующие воды.
Становится очевидным: режиссёр Леонид Гайдай спрятал укромный сюрприз для знатоков балетного искусства. Красивое режиссёрское решение дополняет основной смысл ключевого эпизода. Лёгкая пародия на балет усиливает комический эффект и безусловно украшает весь фильм. Эпизод получает дополнительный смысл притчи о победе любви и добра над злом и доставляет настоящие эстетское удовольствие.
Хорошая гипотеза. Только если Шурик - это Зигфрид, а товарищ Саахов - Ротбард, то кто такой водитель Эдик, чей меткий выстрел, собственно, и приводит к "выпадению" главы райкомхоза из окна.
Витя, я прошу, не напрягай кисть, пожалуйста
Нелегко узнать в какофонии, извлекаемой из пианино "напряжёнными кистями" пионера Вити, самый известный фрагмент балета.
Это эпизод из мелодрамы Владимира Меньшова "Москва слезам не верит".
Лимитчица Катя Тихомирова пришла в гости к московскому "мажору" Родиону Рачкову. Мамашка Рачкова, почуяв "хорошую партию" для сына всячески старается произвести впечатление на "профессорскую" дочку-самозванку.
Больше всех в этом параде лизоблюдства пострадал Рачков-младший. Мало того, что его нарядили как на выставку, принудили вымыть шею и провели инструктаж о применении столовых приборов при поедании рыбы, так ещё и заставили музицировать.
Вся школьно-бунтарская ненависть к происходящему лицемерию вложена в карикатурное исполнение "Танца маленьких лебедей".
На эти места двойные билеты
В третьей серии детектива "Место встречи изменить нельзя" московские сыскари Глеб Жеглов и Володя Шарапов охотятся за "вором в законе" Петром Ручниковым в интерьерах Большого театра.
Ещё в фойе молодой опер ностальгирует:
... да я сто лет в этом театре не был, хотелось ... хотелось бы посмотреть ''Лебединое озеро''.
На звуках интродукции милиционеры проходят в зал. В отличие от своего старшего товарища, не проявляющего никакого интереса к спектаклю, Шарапов разводит сантименты:
Места жалко плохие достались ... Спектакль посмотреть хочется, когда ещё сюда попадём ... Смотреть хочется туда ...
В процессе задержания Ручечника и его подельницы Волокушиной, а также во время их допроса в кабинете администратора, музыка из первого акта звучит в качестве фона.
Когда Шарапов провожает карманника "до автобуса" в коридоре играет "Танец маленьких лебедей" из второго акта.
Вполне возможно, что в реальности была такая постановка.
Однако, данные электронного архива Большого театра свидетельствуют, что в репертуаре 1945 года "Лебединого озера" нет вообще. Весь год ставят "Алые паруса" Владимира Юровского и "Тщетную предосторожность" Петера Гертеля. Спектакли идут в филиале театра на Большой Дмитровке. "Лебединое" появляется на афишах лишь 5 января 1947.
Допускаю, что архив вводит меня в заблуждение.
Например, все источники утверждают, что 21 ноября 1945 года в Большом театре состоялась премьера балета "Золушка" Сергея Сергеевича Прокофьева. Афиша спектакля мелькает в нескольких кадрах фильма.
Однако, в архиве на этот день стоит исполнение оперы "Царская невеста" Николая Андреевича Римского-Корсакова. При чём опять на сцене филиала.
"Рекбус ... кроксворд", как говорил Аркадий Райкин.
Другое дело "Театр оперы и балета имени С.М. Кирова" в Ленинграде.
22 июня 1945 года на его сцене была представлена новая редакция "Лебединого озера" по версии Фёдора Лопухова с оптимистическим финалом. Балетное зло, олицетворяемое Ротбаром, погибает подобно фашисткой Германии.
А ну давай балет, Степан Савельич
В сказочно-патриотическом боевике 2019 года - "Т-34" - экипаж из военнопленных устраивает перед немецкими офицерами своеобразный тест-драйв новейшего советского танка под главную "лебединую" тему.
Я не понимаю из каких соображений создатели фильма выбрали эту музыку в качестве иллюстрации противостояния СССР и Германии. Возможно они не знают, что при сочинении "лебединой" темы Пётр Ильич вдохновлялся музыкой именно немецкого композитора - Рихарда Вагнера.
Чайковский "копировал" Вагнера, а российские кинематографисты косплеят заокеанские блокбластеры для детей. Неправдоподобная картинка, неубиваемые герои с афористичным чувством юмора, переизбыток несуразностей сюжета и компьютерной графики. Не реальная жизнь, а видеоигра какая-то.
Статья безусловно попадёт в полный КАТАЛОГЕ публикаций канала. Ещё по затронутой теме:
- Что объединяет разведчика, двух таксистов, тайного агента и грузинского лётчика - оперные фрагменты в известных фильмах
- Подражание, заимствование и борьба - Чайковский. Изображая Вагнера
Вместо традиционной несмешной байки - мудрое изречение, приписываемое скрипачу Яше Хейфецу:
Если я не практикую один день, об этом известно только мне; два дня - это заметят критики; три дня - и вся публика будет в курсе.