6,6K подписчиков

"Лебединое озеро" в советском кинематографе: пародия, карикатура, вымысел и китч

187 прочитали

Случайная удача приносит больше радости, чем закономерный успех.

Проверено на практике. Самолично.

Долго же мне пришлось повозиться, напрягая мировой разум и свою память, в поисках советских и российских фильмов, в которых звучит музыка из балета "Лебединое озеро" Петра Ильича Чайковского.

Условия были поставлены довольно жёсткие: картина должна быть не о жизни композитора и не про балет.

В итоге получилось отобрать только четыре эпизода из фильмов, ставшими достаточно популярными у зрителя.

Сестра, включи телевизор погромче

Несомненным лидером по известности (упоминаемости) является концовка комедии "Кавказская пленница" Леонида Гайдая .

Случайная удача приносит больше радости, чем закономерный успех. Проверено на практике. Самолично.

Товарищ Саахов сквозь дремоту "смотрит" уникальный беспроводной телевизор. Показывают четвёртый акт "Лебединого озера". Следующая затем шуточная инсценировка самосуда проходит под бурную музыку финала:

Мы пришли, чтобы судить тебя по закону гор. За то, что ты хотел опозорить наш род, ты умрёшь, как подлый шакал.

Воссоединение на чёрно-белом экране Зигфрида и Одетты может символизировать примирение незадачливого алкоголика-фольклориста Шурика с красавицей-комсомолкой Ниной.

Режиссёр Саид Абишев считает, что:

если обратиться к киносъёмкам классической версии балета мы увидим, режиссёр выбрал именно тот музыкальный фрагмент, в котором принц Зигфрид борется со злым гением Ротбардом и побеждает его, сбрасывая с утёса в бушующие воды.
Становится очевидным: режиссёр Леонид Гайдай спрятал укромный сюрприз для знатоков балетного искусства. Красивое режиссёрское решение дополняет основной смысл ключевого эпизода. Лёгкая пародия на балет усиливает комический эффект и безусловно украшает весь фильм. Эпизод получает дополнительный смысл притчи о победе любви и добра над злом и доставляет настоящие эстетское удовольствие.

Хорошая гипотеза. Только если Шурик - это Зигфрид, а товарищ Саахов - Ротбард, то кто такой водитель Эдик, чей меткий выстрел, собственно, и приводит к "выпадению" главы райкомхоза из окна.

Витя, я прошу, не напрягай кисть, пожалуйста

Нелегко узнать в какофонии, извлекаемой из пианино "напряжёнными кистями" пионера Вити, самый известный фрагмент балета.

Случайная удача приносит больше радости, чем закономерный успех. Проверено на практике. Самолично.-2

Это эпизод из мелодрамы Владимира Меньшова "Москва слезам не верит".

Лимитчица Катя Тихомирова пришла в гости к московскому "мажору" Родиону Рачкову. Мамашка Рачкова, почуяв "хорошую партию" для сына всячески старается произвести впечатление на "профессорскую" дочку-самозванку.

Больше всех в этом параде лизоблюдства пострадал Рачков-младший. Мало того, что его нарядили как на выставку, принудили вымыть шею и провели инструктаж о применении столовых приборов при поедании рыбы, так ещё и заставили музицировать.

Вся школьно-бунтарская ненависть к происходящему лицемерию вложена в карикатурное исполнение "Танца маленьких лебедей".

На эти места двойные билеты

В третьей серии детектива "Место встречи изменить нельзя" московские сыскари Глеб Жеглов и Володя Шарапов охотятся за "вором в законе" Петром Ручниковым в интерьерах Большого театра.

Ещё в фойе молодой опер ностальгирует:

... да я сто лет в этом театре не был, хотелось ... хотелось бы посмотреть ''Лебединое озеро''.

На звуках интродукции милиционеры проходят в зал. В отличие от своего старшего товарища, не проявляющего никакого интереса к спектаклю, Шарапов разводит сантименты:

Места жалко плохие достались ... Спектакль посмотреть хочется, когда ещё сюда попадём ... Смотреть хочется туда ...

В процессе задержания Ручечника и его подельницы Волокушиной, а также во время их допроса в кабинете администратора, музыка из первого акта звучит в качестве фона.

Когда Шарапов провожает карманника "до автобуса" в коридоре играет "Танец маленьких лебедей" из второго акта.

Вполне возможно, что в реальности была такая постановка.

Однако, данные электронного архива Большого театра свидетельствуют, что в репертуаре 1945 года "Лебединого озера" нет вообще. Весь год ставят "Алые паруса" Владимира Юровского и "Тщетную предосторожность" Петера Гертеля. Спектакли идут в филиале театра на Большой Дмитровке. "Лебединое" появляется на афишах лишь 5 января 1947.

Допускаю, что архив вводит меня в заблуждение.

Например, все источники утверждают, что 21 ноября 1945 года в Большом театре состоялась премьера балета "Золушка" Сергея Сергеевича Прокофьева. Афиша спектакля мелькает в нескольких кадрах фильма.

Случайная удача приносит больше радости, чем закономерный успех. Проверено на практике. Самолично.-3

Однако, в архиве на этот день стоит исполнение оперы "Царская невеста" Николая Андреевича Римского-Корсакова. При чём опять на сцене филиала.

Скрин с сайта https://archive.bolshoi.ru/
Скрин с сайта https://archive.bolshoi.ru/

"Рекбус ... кроксворд", как говорил Аркадий Райкин.

Другое дело "Театр оперы и балета имени С.М. Кирова" в Ленинграде.

22 июня 1945 года на его сцене была представлена новая редакция "Лебединого озера" по версии Фёдора Лопухова с оптимистическим финалом. Балетное зло, олицетворяемое Ротбаром, погибает подобно фашисткой Германии.

А ну давай балет, Степан Савельич

В сказочно-патриотическом боевике 2019 года - "Т-34" - экипаж из военнопленных устраивает перед немецкими офицерами своеобразный тест-драйв новейшего советского танка под главную "лебединую" тему.

Я не понимаю из каких соображений создатели фильма выбрали эту музыку в качестве иллюстрации противостояния СССР и Германии. Возможно они не знают, что при сочинении "лебединой" темы Пётр Ильич вдохновлялся музыкой именно немецкого композитора - Рихарда Вагнера.

Чайковский "копировал" Вагнера, а российские кинематографисты косплеят заокеанские блокбластеры для детей. Неправдоподобная картинка, неубиваемые герои с афористичным чувством юмора, переизбыток несуразностей сюжета и компьютерной графики. Не реальная жизнь, а видеоигра какая-то.

Случайная удача приносит больше радости, чем закономерный успех. Проверено на практике. Самолично.-5

Статья безусловно попадёт в полный КАТАЛОГЕ публикаций канала. Ещё по затронутой теме:

Вместо традиционной несмешной байки - мудрое изречение, приписываемое скрипачу Яше Хейфецу:

Если я не практикую один день, об этом известно только мне; два дня - это заметят критики; три дня - и вся публика будет в курсе.