6,6K подписчиков

Над какой музыкой насмехается маргинал из французского фильма

2,6K прочитали

Можно вывезти девушку из деревни, но вывести деревню из девушки - никогда.

Французская комедия "Неприкасаемые" ("1+1") с предельно шаблонным квазидраматическим сюжетом и туповатым юмором имела в своё время большой коммерческий успех.

По сюжету картины помощник Дрисс привозит своего хозяина, богатого парализованного аристократа Филиппа, в театр на постановку классической оперы.

Можно вывезти девушку из деревни, но вывести деревню из девушки - никогда.

Это "Вольный стрелок" ("Der Freischütz") немецкого композитора Карла Марии фон Вебера. Создатели фильма почему-то пропускают исполнение десятиминутной увертюры и части первого акта. Занавес открывается на арии егеря Макса "Nein! Länger trag ich nicht die Qualen" ("Нет! Дольше я не вынесу мучений").

Внешний вид певца на сцене вызывает у Дрисса приступ подросткового веселья:

Какой ужас! Что это с ним?
Он дерево?
Дерево поёт!
Это немецкий?
Всё по-немецки ... Ещё и по-немецки.
Жуть какая.
И долго это будет?
Можно вывезти девушку из деревни, но вывести деревню из девушки - никогда.-2

Филипп отвечает: четыре часа.

На самом деле "Вольный стрелок" длится чуть больше двух часов, и утончённый интеллектуал Филипп не может этого не знать. Озвучивание авторами фильма намеренно завышенного времени действия "смешной и непонятной" оперы призвано вызвать недоумение у публики, привыкшей слушать трёхминутные незатейливые треки, и неспособных усвоить более сложные и длительные формы.

Между тем, для оперного искусства четыре часа это далеко не предел. Опера Рихарда Вагнера "Нюрнбергские мейстерзингеры" идёт более пяти часов, а исполнение его тетралогии "Кольцо нибелунга" занимает несколько вечеров. И это не шокирует.

Сам Филипп больше аристократ по форме, чем по содержанию. Вполне возможно, что эта трансформация произошла в нём под воздействием неизлечимой болезни: паралич физический привёл к параличу духовному. Но думаю, что он был таким изначально, а весь культурный антураж был воспринят, что называется, "по наследству".

Сев верхом, коня загонит нищий.

В своём хамоватом помощнике он нашёл родственную душу, с которым не надо притворяться, а отпустить своё "подлинное Я" на свободу. Положение аутсайдеров их сближает.

В одном из эпизодов фильма Филипп пробует продемонстрировать Дриссу образцы настоящей музыки, предлагая оркестру для начала сыграть "грозовую" часть "Лета" - скрипичного концерта Антонио Вивальди из цикла "Времена года":

- Ну как, Дрисс? Ничего не дрожит внутри?
- Нет, ничего, ни капельки не дрожит. Если под музыку не танцуют - это не музыка.

Следующие попытки "приобщения" харизматичного сенегальца к западной музыкальной культуре также удручающе не эффективны, вызывая у него только новые издевательские комментарии. Он вскормлен другими мотивами и гармониями, и совсем не собирается себя переделывать.

Да и не нужно это. Сказано в Писании:

Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

На этом и закончу.

Сохраняйте себе постоянный КАТАЛОГ канала. Там собраны все ссылки, это очень удобно, поверьте. Рекомендую почитать прямо сейчас:

И вновь поделюсь своей печалью. У меня всё ещё нет победителя в конкурсе "Угадай композитора и его произведение", проводимом ЗДЕСЬ. Никто не хочет забрать приз?

Уже были подсказки про то, что автор ныне здравствует и что он русский (советский). Ещё наводка: он родился в один день с Бетховеном. Удачи!

По традиции несмешная байка:

Однажды организаторы музыкального фестиваля в Англии обратились к королеве Елизавете с просьбой выделить из бюджета тысячу фунтов стерлингов для премий. От королевы пришёл письменный отказ.

Тогда такая же просьба была направлена премьер-министру Вильсону. И он также отказал. Но музыкальный фестиваль всё же состоялся!

Премией для лауреатов стали подлинники писем-отказов королевы и премьера.