Не очень приятно осознавать, что с тобой готова гулять только собака. Да и то, только потому, что хочет в тyaлeт.
Американский фильм "Красотка", снятый в конце прошлого века и собравший в прокате почти полмиллиарда долларов, в первую очередь направлен на романтизацию и, в какой-то степени, эстетизацию человеческого порока. Но это так ... к слову.
Теперь о музыке.
По сюжету картины, герой Ричарда Гира, преуспевающий бизнесмен Эдвард Льюис, зачем-то тащит свою пассию Вивиан (её играет Джулия Робертс) из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско в оперный театр.
Здание настоящего War Memorial Opera House буквально за несколько дней до съёмок было повреждено землетрясением, поэтому роль театрального вестибюля сыграли интерьеры Музея естественной истории в Лос-Анджелесе, а "самых лучших мест" зала - декорации Студии Уолта Диснея в городе Бербанк.
Судя по всему, для Вивиан это было не только первое посещение оперного театра, но и вообще первое знакомство с этим видом искусства:
Они будут петь по-итальянски? Как же я пойму про что они поют?
На это Эдвард менторским тоном выдаёт сначала одну распространённую глупость:
Ты всё поймёшь, поверь мне. Музыка сама всё подскажет.
А чуть позже целый букет наивной чепухи:
Первое впечатление об опере обычно всё и решает: или полюбишь её или нет. Если полюбишь - так навсегда. А если нет ... Можно научиться понимать, но не почувствовать её душой.
Любовники пришли на постановку оперы Джузеппе Верди "Травиата" ("Падшая").
Последовательно звучат: несколько тактов увертюры, начало первого акта, фрагмент арии Виолетты "Sempre libera" ("Быть свободной, быть беспечной"), концовка прощального дуэта Альфреда и Виолетты "Che fai?" из второго акта и пронзительно-смертельный финал.
Блистательную куртизанку Виолетту Валери, изменившую свой разгульный образ жизни ради любви к небогатому молодому человеку, погубил туберкулёз. Но перед смертью ей вдруг кажется, что болезнь отступила:
Мне так легко!
Болезнь прошла, страданиям конец!
Вдруг силою какой-то чудной
я к жизни призвана!
Мне снова жизнь возвращена!
О, радость!
Я точно знаю, что гениальная музыка Верди вызывает абсолютно искренние слёзы.
Но я не верю, что подобный аффект может испытать с первого прослушивания малообразованная женщина с низкой социальной ответственностью. Если только в антракте Эдвард подробно не рассказал ей содержание оперы. Тогда Вивиан в истории Виолетты могла бы увидеть параллели с собственной жизнью и малость расстроиться.
Катарсис оказывается кратковременным. Через мгновение героиня возвращается в привычную колею и на вопрос соседки по балкону:
Вам понравилась опера, милочка?
отвечает "невинной" скабрезностью:
О, это было так хорошо, что я чуть не oпиcaлacь.
Эдвард, видя смущение старушки, пытается исправить положение:
Она сказала, что ей это понравилось больше, чем "Пираты Пензанса".
Неуклюжая "игра слов" хорошо слышится в оригинале:
peed my pants - Pirates of Penzance
"Пираты Пензанса" - комическая опера Артура Салливана, поставленная в 1879 году.
В стандартной голливудской развязке Эдвард приезжает к Вивиан на белом лимузине под мотивы "Травиаты". Вновь звучит "ария расставания" из второго акта. Сценаристы не знают итальянский? Не читали либретто? Или это музыка им подсказала, что полные отчаяния и разрушенных надежд слова Виолетты:
Я буду там, среди цветов,
Всегда рядом с тобой.
Люби меня, Альфредо,
Люби меня так, как я люблю тебя!
Прощай!
идеально подходят для финального воссоединения под девизом "терпение и труд - всё перетрут"?
Сказка про Вивиан - это вовсе не ремейк сказки про Золушку.
Золушка до того как стать принцессой была по-настоящему доброй и трудолюбивой девушкой, проводившей время в натирании кухонной утвари, а не интимно-лирических мест состоятельных клиентов.
Все добродетели Вивиан выдуманы авторами фильма, в том числе и "восхищение" оперой.
Специально для этой статьи был создан новый раздел в КАТАЛОГЕ публикаций канала - Я очень люблю оперу. И ещё по теме:
- Места для богатых и бедных - социальное расслоение общества наиболее наглядно проявляется в оперных театрах
- Освистать Паваротти - обструкция известных певцов и певиц
Не изменяю традициям. Несмешная байка на законном месте:
Джакомо Пуччини отговаривали браться за сюжет о Манон Леско, потому что до него оперу "Манон" уже написал Жюль Массне.
- У такой женщины, как Манон, должно быть больше одного любовника, – ответил композитор.