В некоторых комментариях к примеру к этой моей публикации
было выражено и сомнение, что некоторые подразделения Советских Строительных Войск, в просторечии «стройбата» официально носили эмблемы, шевроны других родов войск, кроме "каноничных" эмблем "стройбата"
И вроде как я мягко говоря, «сочиняю».
Что могу сказать. Во-первых, я воспитан в Советской рабочей ограде (именно ограде, не дворе, об оградах моего города я даст Бог напишу) и «за базар отвечать» нас в оградах учили с детства. Во-вторых, что попало можно, наверное, нести в кругу хорошо знакомых и близких тебе людей (да и то стоит подумать), но Интернет накладывает особую ответственность на то, что ты пишешь. Так что уж где-где, но в Интернете нужно чётко обдумывать каждое слово и каждую строчку. Если приврёшь для красного словца-будь добр, укажи на это. Если не уверен в своих словах- напиши, так мол и так, точно не знаю. Ну вот как-то так.
Ну а теперь о том, какие-же эмблемы и петличные знаки родов войск носили подразделения стройбата СССР. И немного о форме одежды «стройбата». Поясню – слово «стройбат» применяю для упрощения, не было таких частей, «стройбат», это жаргонизм!
Кому интересно, вот, к примеру, неплохая краткая ссылка
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/849508
Ещё раз – «стройбат» СССР был гигантской структурой и совсем не обязательно все части к примеру, электромонтажников носили петличные знаки и шевроны войск связи. Да, опять-же, прошу прощения за повтор, речь об официальных петличных знаках и шевронах, которые были узаконены в некоторых подразделениях «стройбата», которые носили рядовой, сержантский состав, офицеры и прапорщики!
Не забываем и про режим секретности, согласно которому многие части носили и петлички и шевроны и погоны совершенно других родов войск.
Возможно, кому-то будет интересно - небольшое "исследование" по поводу эмблем, которые официально носили части "стройбата"
А теперь ближе к делу. Знаки каких войск официально носил стройбат СССР?
Монтажники связи и электромонтажники – эмблемы связи
Видео о моей первой части в которой я служил первый год службы, с 1985 по 1986. Думаю, эмблемы неплохо видно.
Монтажники сантехнического оборудования и трубопроводов – эмблемы трубопроводных войск
Военно-строительными частями могли официально использоваться и эмблемы инженерных войск
Военпроекты- Военные Проектные Институты– эмблемы авиации (не все, насколько мне известно). Опять-же по слухам, авиационные эмблемы носили некоторые части «стройбата» занятые на строительстве аэродромного хозяйства.
«Стройбат» ВВ (внутренних войск) – общевойсковые – но здесь я сразу скажу, сведения абсолютно не точные! Это слухи, да ещё как-то на одном из своих многочисленных калымах общался с пацаном, служившем вроде как в стройбате ВВ. Комментируйте, но только не огульно и безапелляционно, попробуем всё-таки разобраться как было.
«Стройбат» АРЗов(Авторемонтных Заводов), механических, монтажных заводов. Тут могли быть и эмблемы автомобильных войск и в принципе, любые другие.
«Стройбат» строивший портовые сооружения, относившийся (опосредованно!) «как-бы к ВМФ - морская форма
Добавлю про морскую форму "стройбата". Где во времена СССР Вы могли увидеть больше всего моряков? В сухопутной, блин Чите, во времена моей службы, 1985...1987! Морскую форму носили офицеры КЭУ(квартиро-эксплуатационного управления). Да, КЭУ тыловая служба и не совсем "стройбат", но мой ВУС "Электрик высоковольтных сетей для частей и учреждений по строительству и расквартированию войск" на что-то "явно намекает"
Железнодорожный «стройбат» (именно «стройбат», не путать с ж/д войсками!) - некоторые части носили эмблемы железнодорожников.Но тут опять-же, по слухам. Знакомых, служивших в этих частях у меня нет
«Стройбат», занятый на строительстве ракетно-ядерного щита СССР – эмблемы артиллерии – это по слухам, сведения не точны! Знакомых, служивших в этих подразделениях у меня тоже нет.
О форме одежды рядового и сержантского состава «стройбата».
Почти во всех подразделениях стройбата ПШ (полушерстяная, зимняя форма одежды) была под запретом. Основной формой одежды была ВСО (военно-строительная одежда).
Часто выдавали и импрегнированную ВСО, которую солдатская молва окрестила «стекляшкой». Это форма одежды не предназначена для зимнего времени, на морозе она «колеет», становится «дубовой» и мороз пробирает в ней до костей. Частенько эту «заразу» выдавали именно зимой. И конечно, «старое доброе» х/б. Подменную спецовку выдавали крайне редко и не во всех частях. Так что сохранить обмундирование в чистоте и целым было так скажем, непросто, учитывая условия стройки.
Да, разумеется, «стройбат» был на хозрасчёте и теоретически обмундирование можно было менять хоть раз в день. Но деньги на личном составе экономили, так в некоторых частях, особенно занятых на общестроительных воины были похожи на банду оборванцев. «Форма одежды номер восемь, что одели, то и носим».
Зимняя форма – шинель, но чаше всего бушлат.
«Стройбат» Заполярья, например, порта Тикси носил так называемую «пошиву» - нечто вроде куртки «Аляски» с капюшоном и зимние шапки с «полуторным» «ухом». Зимой могли выдать ватные штаны, но чаше всего только «зимнее» бельё, да х/б.
Обувь. Кирзовые сапоги, зимой валенки. В цехах заводов где трудились некоторые части «стройбата» выдавали рабочую обувь, рабочие спецовки. Литейщикам, термистам могли выдать и спецодежду для защиты от высоких температур.
Спецодежду для сварщиков, которую бы выдавали рядовому и сержантскому составу если честно, за время службы не встречал, но знакомые пацаны говорили, что кое-где, очень редко, но выдавали.
Каски, защитные очки, перчатки – практически нигде их толком не было. Рукавицы брезентовые выдавали- это было. Но в основном сам личный состав решал свои проблемы самостоятельно.
Упомянул о ПШ, таком желанном для многих «стройбатовцев». На мой взгляд, лучшая одежда для рядового и сержантского состава. ПШ насколько владею информацией, официально разрешали носить в Военпроектах проектировщикам из срочников (как правило это были «блатные», на эту должность попасть было очень сложно) и опять-же по слухам, личному составу Строительных управлений, например, водителям.
Но тут что-то «не стыкуется» - насколько я знаю, рядовой и сержантский состав Строительных Управлений Округов не был постоянным и(или) вообще, тех-же водителей для командиров привлекали из автомобильных частей. И что я так не расспросил пацанов водителей из Строительного Управления ЗабВО когда служил?
Вот так вкратце. Я ж не офицер, простой электрик. Добавляйте, оспаривайте только предметно. "Стройбат" СССР, как и вся Советская Армия, повторюсь, был огромен! И когда общаюсь со служившими в Советской Армии ничему уже не удивляюсь. Ни ВУС "сапожник", к примеру, ни пацанам, 2 года отслужившим на хлебозаводе в окружении молодых, ядрёных женщин. Что тут про эмблемы и шевроны говорить?!