Найти в Дзене

Интересные документы про операцию «Марс» и не только про неё

Когда о чём-то собираешь информацию, то часто попадается что-то не совсем по теме, но интересное.

Вот и в этот раз мне пришлось разбираться с небольшой задачкой, которая была на популярную тему, чьи дивизии были больше: Вермахта или Красной Армии. Речь идёт не про штатный состав, а про реальную численность. Напомню, что в советское время было устоявшееся утверждение, что советские дивизии были не полностью укомплектованы всегда, а немецкие, как раз наоборот. А потому немецкую дивизию можно чуть ли не к нашему корпусу приравнивать.

Вот давайте с очередным примером и разберёмся.

Я готовил статью про Урдомскую наступательную операцию. Уверен, это название неизвестно даже тем, кто интересовался историей ржевской битвы. Тем не менее такая операция была, иногда её называют Урдомско-Оленинской. Но поскольку закончилась она для нас неудачно, хотя Урдом взяли, а вот Оленино не смогли, то и советские историки про неё предпочли напрочь забыть. Как и про всю Ржевскую битву.

Когда я разбирался с составом 39-й армии, проводившей эту операцию, то в документах нашёл интересную запись. Где говорилось, что дивизии армии были укомплектованы личным составом на 90-95%. Но правда, пополнение было в основном из казахов и узбеков:

… ранее не участвовавшие в боях, плохо владевших русским языком, с низким уровнем общего кругозора-развития. Подготовлены к боевым действиям плохо.

Собственно, вот этот документ:

-2

Кстати, когда речь идёт про укомплектованность людьми, то надо понимать, что в первую очередь это про стрелковые и пулемётные роты. То есть о тех, кто в атаку ходит. Например, укомплектованность личным составом артиллерийских подразделений в основных сводках вообще не оценивается, поскольку там важнее количество орудий. Равно как и в танковых — количество боеготовых машин. Поэтому если в дивизии даже есть некомплект, но стрелковые роты практически полностью заполнены, то это очень хорошо. Нехватка поваров, и даже артиллеристов, не столь критична.

Итак, зная, что дивизии перед наступлением укомплектованы хорошо (90-95% в военное время — это мечта любого комдива) я стал искать список боевого и личного состава армии. Но мне он упорно попадался на 20-е ноября. Так как наступление было назначено на 25-е, то вроде бы, и он сгодился. Тем более, по другим армиям было видно, что дивизии имели комплект личного состава уже и на 20-е и даже раньше.

Но сводка на 20-е ноября как-то слишком расходилась с упомянутым выше документом про 90-95%.

Сами смотрите:

-3

Основной удар должны были наносить 373-я и 135-я стрелковая дивизия. А в них на 20-е ноября 3374 и 2806 человек соответственно. Да ещё почти половина — это не боевой состав.

Аналогично с соединениями, наносившими удары на флангах: 158-я стрелковая дивизия — 3937, 117-я стрелковая бригада — 2435, 136-я стрелковая бригада — 1753.

Я сразу представил, как бы обрадовались советские историки (и их современные поклонники) в такой ситуации. К началу наступления в дивизиях народу если и на полк хватает — это же лучшее подтверждение.

Но я человек не верующий, и в подобных ситуациях стараюсь искать и находить.

И нашёл документ с боевым и численным составом Калининского фронта на 20-е ноября. Но сам документ создан 23-го, и как я уже убедился, данные в нём по другим армиям вполне соответствовали именно началу операции.

-4

И что видим? 373-я стрелковая дивизия — 8902 человек, 135-я стрелковая дивизия — 8771 человек, 158-я дивизия — 7366, 117-я стрелковая бригада — 4635, 136-я — 5353.

Напомню, что по штатам 1942 года в стрелковой дивизии полагалось иметь 10386 человек. В дивизиях, наносивших удар на главном направлении мы и видим как раз примерно 90% от общей численности. Но, как я уже писал, это не значит, что все подразделения имели единую укомплектованность в 90%. Некомплект даже в пулемётной роте может не восполняться, поскольку пулемётный расчёт из четырёх, и даже трёх, человек, конечно хуже, чем полный, но пулемёт же стрелять будет. А в пулемётной роте главное, чтобы пулемёт стрелял, а не сколько его людей обслуживает (хотя это тоже важно). А вот стрелковые роты комдивы точно постараются укомплектовать перед наступлением, пусть за счет других подразделений.

Так что выводов тут вытекает сразу два. Во-первых, как обычно, дивизии постарались пополнить перед наступлением. А второй вывод печальный — пополнение пришло чуть не перед самым началом операции и сходу пошло в бой. Если же напомнить, что эти казахи и киргизы боевого опыта не имели, военному делу не обучены, да ещё и по-русски плохо говорили, то боеспособность таких частей представляется, мягко говоря, не очень высокой. В атаку они, конечно, пойдут, и даже «Ура!» кричат будут (этому как раз научиться успеют), но для успеха в бою, надо уметь ещё и многое другое. Хотя бы стрелять, и желательно метко.

Так что не удивительны огромные потери 39-й армии в этой операции, как и всех других войсковых объединений Калининского и Западного фронтов.

Вот документ, где указаны потери на 20-е декабря, а также и сколько осталось. Кстати, простая арифметика тут не сработает, можно и не стараться, так как дивизии уже в ходе боёв могли получать пополнение:

-5

Ну в заключении хочу предложить ещё один документ. Это данные нашей разведки и составе войск противника. Напомню, нашей 39-й армии противостояла 206-я пехотная дивизия — это шесть пехотных батальонов, тогда, как в советских дивизиях стрелковых батальонов было по девять.

Вот данные на начало операции:

-6

А вот на 20-е декабря:

-7

Конечно, это данные не немецкие, а советские, и никто не говорит, что они точны. Но возникает вполне резонный вопрос, если советская разведка давала численность пехотных дивизий в Вермахта в 8-9 тысяч человек, то почему у советских историков эти цифры удвоились? Вопрос, конечно, риторический.

Все материалы, связанные с Ржевской битвой можно найти по тегу #ржевскаябитва.

Также рекомендую вам мою статью в тему:

Очень интересные архивные документы

Кстати, если вы ещё не подписались на мой канал, то настоятельно рекомендую это сделать.

Для тех, кто не читал ещё мою новую книгу «Мифы и факты про танкистов Второй Мировой», очень рекомендую.

Также стоит не забыть про предыдущие книги: «Мифы и факты Великой Отечественной войны» и «Освобождение-2»