Результаты инновационной деятельности российских компаний оказались более оптимистичными, чем можно было ожидать в условиях карантинных ограничений.
Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ анализирует показатели производства инновационной продукции крупных и средних предприятий промышленности по итогам 2020 года и прямые эффекты, полученные ими за счет реализации инноваций.
Главные выводы:
- 4 трлн рублей составил объем произведенных инновационных товаров, работ, услуг (+2,4% относительно уровня 2019 г. в постоянных ценах). Из них 3,4 трлн рублей приходятся на долю организаций обрабатывающей промышленности, которые продемонстрировали уверенный рост (+13,8%).
- Максимальные темпы прироста зафиксированы в высоко- и среднетехнологичных отраслях высокого и низкого уровня, продукция которых связана с противодействием пандемии; в частности, шестикратный рост отмечен в производстве медицинских инструментов и оборудования; более чем наполовину выросли соответствующие показатели химической (+63%) и фармацевтической промышленности (+56%).
- Наиболее чувствительными к изменению экономической обстановки оказались предприятия, занятые в добывающих производствах и обеспечением электрической энергией, газом и паром: они сократили выпуск инновационной продукции на 27,4 и 70,4% соответственно.
- До 6,4% возросла доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме продаж в сравнении с «доковидным» 2019 г. (6,1%). Максимальные значения индикатора, сопоставимые с зарубежными странами (Греция — 30%, Италия — 20,8%, Германия — 19,3%, Бельгия — 18,3%), отмечаются в высокотехнологичных отраслях, связанных с производством летательных и космических аппаратов (24,8%), а также в отдельных среднетехнологичных секторах, включая судостроение (41,9%), производство медицинских инструментов и оборудования (18,7%) и автотранспортных средств (17,2%).
- Более половины объема произведенной инновационной продукции составляют товары, работы, услуги, основанные на новых технологиях (в том числе принципиально новых) либо на их сочетании с существующими.
- Инновационная продукция российских производителей не отличается высоким уровнем рыночной новизны. В основном это новые для организации товары (работы, услуги), но уже известные на рынках (2,1% в общем объеме продаж). Принципиально новая для глобального рынка продукция составляет 0,3%, новая для рынка сбыта организаций — 0,9%.
- За счет реализации инновационной деятельности более трети компаний повысили качество выпускаемой продукции, упрочили позиции на традиционных рынках сбыта, а также расширили ассортимент товаров и услуг; каждая четвертая организация нарастила производственные мощности; каждой пятой — инновации помогли достичь соответствия современным техническим регламентам, правилам и стандартам.
По ссылке эти выводы изложены более подробно.
Скоро выйдет из печати статистический сборник «Индикаторы инновационной деятельности: 2022», в котором будут представлены детальные сведения о ресурсах и результатах в сфере инноваций предприятий всех отраслей.